Москвич, родился в 1952 году. Профессиональный художник-иконописец. Член Московского Союза художников. Имеет два ордена РПЦ: орден Сергия Радонежского III степени, орден Андрея Рублёва. В 2010 году обратился к литературе. Пишет стихи и прозу. В 2016-м принят в Союз писателей России. Серебряный лауреат Международной литературной премии «Золотое перо Руси» за 2016 год. Дипломант литературных премий Союза писателей России: «Серебряный крест» (2018 г.), «Лучшая книга года» (2016–2018 гг.). В 2019 году награждён медалью И. А. Бунина «За верность отечественной литературе». В 2020-м награждён почётным званием «Заслуженный писатель МГО Союза писателей России» и медалью МГО СПР «За мастерство и подвижничество во благо русской литературы». В 2021 году награждён медалью МГО СПР «Цветаевские костры».
«В сущности, я одиночка»
Интервью с писателем Борисом Алексеевым
– Вы очень разносторонний творческий человек. А с чего началась ваша любовь к литературе?
– Способности в человеке проявляются по-разному. Одни, как Пушкин, говорят стихами с младенчества. В других, как в Ван Гоге, творческое предназначение пробуждается с годами, должно пройти время, чтобы зерно, упрятанное глубоко в тайники личности, проросло и стало видимо. Так случилось и со мной. По каким только дорожкам не бродил я в поиске самореализации – скульптура, живопись, бардовская песня, иконописание! Когда же Слово, раздвинув все прочие увлечения, проросло и стало зримо (по крайней мере для меня самого), вопрос поиска был закрыт. Любовь к звуку в авторской песне и в звучании живописного тона на холсте я ощутил в новом, неожиданном для себя качестве – в созвучии литер.
– Сейчас очень много школ литературного мастерства, где учат быть писателем. А нужно ли учить читать? Нужно ли этому учиться? Вроде читать умеют все?
– Есть понятие «смотреть» и есть понятие «видеть». Можно смотреть и не видеть. Пролистать глазами книгу, выяснить её содержание и отложить, так и не узнав, зачем она была написана. В любом требующем внимания деле нужен наставник. Это хорошо знают и мастера-ремесленники, и свободные художники, ведь ремесло – стартовая площадка для творческого взлёта. Единственное, что следует хранить во всякой системе обучения – это собственную личность. Мы учимся у других, чтобы обрести собственные силы. Об этом надо помнить!
– Меняются ли ваши взгляды на современную литературу с возрастом? Меняются ли предпочтения?
– Если сесть в поезд очень дальнего следования и отправиться через страны и континенты, то в окошко купе мы увидим и сибирскую тайгу, и горы Тянь-Шаня, и пески Сахары, и африканскую саванну… Так и жизнь. Мы взрослеем, и вместе с телом взрослеет наш ум. Одни пристрастия и привычки отмирают за ненужностью, другие, наоборот, становятся востребованы. В нас меняется всё, в том числе и литературные приоритеты.
– Общаетесь с коллегами по перу? Чьи книги читаете? К чьему мнению прислушиваетесь?
– В сущности, я одиночка. Чем меньше внешние обстоятельства вторгаются в мой распорядок, тем полнее я ощущаю прожитый день и его итоги. Сейчас время виртуального общения. Лет через сто мы все разлетимся по другим планетам, поэтому к общению по интернету я отношусь с пониманием и вижу в нём некий тренинг для будущей конфигурации человеческого социума! Чтобы «освежить» свой мыслительный процесс, я с удовольствием слушаю Льва Шлосберга, Дмитрия Муратова, украинского интеллектуала Алексея Арестовича. Достойных людей много. Они как жемчужины, разбросанные на дне житейского моря. Но чтобы отыскать их, следует погрузиться в глубину. С берега их не увидишь – слишком много мусора плавает в волнах.
– Какое самое важное качество, которым должен обладать писатель?
– Самое важное качество – быть преданным литературе как жанру творчества, независимо от обстоятельств и размеров денежного вознаграждения. Мне могут возразить: именно так влюблён в литературу графоман. Так да не так. Отними у Достоевского перо – он наверняка сойдёт с ума или повесится. Отними перо у графомана – он разозлится, напьётся с горя, наутро похмелится, улыбнётся и скажет: «Не судьба!» В этом вся разница.
– Как в век цифровых технологий сделать бумажную книгу привлекательной? Что вы делаете в этом направлении? Какие из предпринятых мер оказались наиболее эффективными?
– Могу всем посоветовать: обрабатывайте обложку книги технологией SOFT-TOUCH. Очень приятно прикасаться к книге, возникает ощущение влюблённости в книгу как в вещь!
– Какой совет вы бы дали начинающим авторам?
– Если не можете не писать, забудьте обо всём и пишите. Если можете – тоже хорошо. Как сказал Маяковский: «Поэтом можешь ты не быть…» Мы приходим в этот мир не затем, чтобы написать гениальное «Я вас любил», но чтобы воспитать своё сознание в жестокой борьбе с обстоятельствами жизни. Чтобы Бог заметил свет, идущий от наших душ, и принял нас в свою райскую Державу. А уж каким образом засветится душа человеческая – строфою любви или благодарностью старушки, которой ты помог перейти улицу, для Бога значения не имеет.
Беседу провела Мария Александрова