Автор о себе:
Я не буду перечислять свои заслуги, места учёбы и достижения. Это мне слишком напоминает формальные собеседования, которые неинтересны ни мне, ни тем, кто их проводит. Что в таком случае я могу сказать? Что я человек, который пытается быть человечным, а это значит, перегорает в аду собственных страстей, каждый раз возрождаясь к жизни из пепла. Училась ли я? Да. Была ли я лауреатом конкурсов, литературных или вообще? Нет, а это важно? Я, как всякий человек, с перерывами на перекур раздумывала, гоняла балду, страдала нервами, а потом на них играла. Писала ли я и как давно занимаюсь этим? Смотря что считать за давность. Я до ужаса не люблю банальности вроде признаний в искренности своих порывов, вере в лучшее или посвящений своего творчества народу, родителям, детям или Деду Морозу. Я перестала выносить официальность, поэтому моя биография не биографична. Даты, цифры, заслуги – это всё тема похорон, но не моя сегодня. Так биография ли это? В каком-то роде да…
«Чтобы двигаться дальше, нужно открывать новое»
Беседа с автором книги «Записки из кармана пальто» Сусанной Сэхи
– Как вы пришли к творчеству?
– На самом деле творчество в виде писательства во мне всегда бродило, но не выражалось в конкретной форме. Видимо, однажды наступил момент, когда всё это стало кристаллизоваться и приобретать вид. Я бы сказала, что, наверное, просто пришло время.
– Как возникла идея создания оригинального формата «Записки из кармана пальто»?
– Накопился материал в виде записок и коротких рассказов. Книга нестандартного карманного формата отражает суть – я не пишу длинных вещей, кроме того, зачастую бывает, что я пишу в моменте, то есть могу в это время сидеть на скамейке, в кафе, в гостях, на работе. Моя книга больше похожа на дневник, который не занимает много места физически, но практически может скрывать в себе некоторую философию, наблюдения, размышления, любопытные мне самой. Она не требует концентрации внимания, чтобы следить за динамичным сюжетом или понимать какие-то мудрёные мысли. Эти факторы сами собой сложились в представление, как будет выглядеть книга.
– С чем бы вы сравнили создание своей книги?
– Сложно сказать. Мне не приходило в голову сравнивать. Было ощущение, что я сделала то, что должна была.
– Какие писатели определяют вашу персональную картину литературной жизни?
– Могу сказать, что я бываю достаточно закрыта или категорична к новой информации. Долгое время я читала классику – Драйзера, Золя, Ги де Мопассана. Этот язык и эти писатели стали для меня идеалом во всех смыслах – мне очень нравился слог, содержание, образы, я буквально проглатывала эти книги. В какой-то момент неожиданно осознала, что пресытилась. Это для меня стало своеобразным открытием. Я попробовала читать Паланика, Рю Мураками, взялась за первую в своей жизни фантастику, хотя никогда не признавала её как жанр. Я поняла, что литературный мир не ограничен классикой, как бы она ни была прекрасна. Пришло понимание, что нужно учиться открывать новое, чтобы двигаться дальше. Самое удивительное, что в абсолютно разных книгах и авторах я нахожу бесчисленные отражения жизни и чувств. Я прочла Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости» и поразилась тому, как изящно и точно там описаны мысли, которые невысказанными бродили и во мне. Это потрясающее чувство, когда открываешь очередную книгу, а там вроде бы всё тот же самый мир, но преломления и зеркальные отражения его каждый раз шокируют и затягивают. Очень впечатлил Набоков «Камера обскура». Оригинальные обороты речи, лёгкость изложения, живость, образность, тонкий и жестокий психологизм пробрали до мурашек. Я даже не могу подобрать слов, насколько колоссальную глубину таят в себе книги. Их можно открывать для себя бесконечно и бесконечно удивляться.
– Как считаете, современный читатель по сравнению с читателями прошлого изменился?
– Я не знаю, как судить об этом. Думаю, мы все ощущаем, какой динамичной стала наша повседневность. Появилось невероятное количество информации и способов её получения, а это не может не влиять на все стороны нашей жизни. Я на собственном примере чувствую, как мне зачастую не хватает времени просто посидеть с книгой в руках, потому что либо надо куда-то бежать, либо сложно сконцентрироваться, я это наблюдаю как проблему дня сегодняшнего. В современном мире становится труднее найти в себе центр и спокойствие, а чтение требует внимания и времени, которого как раз и не хватает. Думаю, это напрямую влияет на качество чтения и вообще желание браться за книгу, не говоря уже о том, что невероятное многообразие выбора может даже угнетать, потому что вроде бы хочется много с чем познакомиться, но в итоге не можешь остановиться на чём-то конкретном, бросаешь всё на полпути и окунаешься в заботы и тяготы жизни мирской, так скажем, а жизнь возвышенную и духовную откладываешь на попозже. От такого осознания бывает грустно, но, с другой стороны, думаю, всё зависит всё- таки от расстановки приоритетов.
– Как вы относитесь к критике?
– К критике я отношусь критично, как бы странно это ни звучало. Я оцениваю её в параметрах конструктивности и возможности применить к себе. Критика сама по себе явление болезненное, и сталкиваться с ним бывает неприятно и трудно. Кроме того, у меня есть черта: я не могу принять что-то сразу и реагирую резко, могу отрицать или спорить, но позже понять, что человек был прав и сделал мудрое замечание. В общем, на принятие критики мне требуется время. Скажем так, отношения с критикой у меня сложные, но возможные.
– Какие проекты планируете в будущем?
– Конечно же, я буду продолжать писать. В голове у меня много интересных мыслей, вопросов, сомнений и наблюдений, которые будут постепенно формироваться в новые сборники.
Беседу провела Мария Александрова