Отзыв редактора на книгу Дарьи Щедриной «Однажды в тридевятом царстве»
Когда я приступила к работе над книгой Дарьи Щедриной «Однажды в тридевятом царстве», имя автора было мне незнакомо. Признаюсь, я настороженно отношусь к современной детской литературе: случается, что писатели, адресуясь к малышам или ребятам постарше, грешат слащавостью или панибратством, употребляют в избыточном количестве сленг и самоуверенно озвучивают духовные потребности нынешних подростков.
И потому первое, что я испытала, начав редактирование повести (а их в книге две) – это облегчение. Уже к концу первой главы стало ясно: кроме отличного слога и стиля автор обладает поистине ценным качеством – Дарья чувствует детей. Ей не просто близок внутренний мир, мечты и желания ребёнка, она хорошо понимает, как ему можно помочь, что надо сделать, чтобы мальчик (или девочка – это неважно) раскрылся, ощутил себя нужным, стал жизнерадостным и счастливым.
Вот мы знакомимся со Стёпой, героем повести «На впитавших солнце камнях». Паренёк умный, сердечный, отзывчивый. К сожалению, не всегда эти черты характера ценятся окружающими, тем более если им сопутствует внешний вид, далёкий от идеала… Но особенно трудно приходится детям, если их душевные стремления чужды родителям, считающим, что в сегодняшних реалиях уместны лишь рационализм и практичность.
Что понравилось: хотя жизнь мальчика изменилась благодаря поездке в городок с полусказочной крепостью, нет ощущения, будто это произошло по волшебству. Несмотря на налёт магии, ясно, что здесь сыграли позитивную роль добрые люди (которых, как известно, в мире достаточно), оказавшиеся рядом со Степаном. Это и директор музея Иван Тимофеевич, и дядя Тимур, и руководитель клуба «Витязь» Илья Николаевич… Пожалуй, это произведение напомнило мне гриновские «Алые паруса» – не сюжетом, а лёгкой аурой, тонким посылом: твори чудеса сам!
Действие второй повести происходит в России XIX века. Одиннадцатилетнего Фильку мать-поморка, оставшись после смерти мужа с тремя детьми, вынуждена отправить на Соловецкие острова – помогать в монастыре по хозяйству и выучиться ремеслу. Мальчик тяжело переживает разлуку с семьёй, однако вскоре понимает, что нет худа без добра.
Казалось бы, какой интерес читать о жизни монахов да послушников?.. Но автор так достоверно представляет быт обители и людей, живущих в ней, так ярко описывает впечатления Филиппа, так красочно рассказывает о его новых друзьях Маняше и Анисиме… История трогает, затягивает и заставляет бежать по строчкам дальше.
А уж когда речь пошла о настоящих приключениях, не только герою повести, но и мне Соловки показались «тридевятым царством»! Иконописные мастерские, загадочный каземат, древние лабиринты, сражение с высокомерными англичанами, меткий выстрел старого артиллериста Афанасия, геройское поведение козлика Василия, – события развиваются последовательно и увлекательно, язык неизменно ярок и колоритен, конструкция каждого предложения чётко выверена.
Что ещё пришлось по душе: современность и далёкое прошлое в обеих повестях переплетены на редкость органично, совершенно отсутствует пафосное напряжение.
Работа над книгой Дарьи Щедриной доставила мне удовольствие и принесла несомненную пользу. Собираюсь заказать это издание для подарка крестнице к её 12-летию.