Галина Фёдорова-Косарева

Прозаик, поэт, член Союза журналистов и Союза писателей России. Окончила факультет журналистики Уральского госуниверситета (г. Свердловск). Работала в редакциях газет Архангельска, Свердловска-Екатеринбурга, Кондинского района Ханты-Мансийского округа – Югры. Автор нескольких книг прозы, поэзии, публицистики, изданных в Москве и на Урале.

Листая годы

Интервью с писателем Галиной Фёдоровой-Косаревой

– Какая литература вас сформировала?

– Я должна прежде всего назвать среди наиболее на меня повлиявших писателей нашего Чехова, француза де Сент-Экзюпери, аргентинца Хулио Кортасара, одного из основоположников магического реализма, направления, к которому я и отношу в основном свои рассказы и сказки.

Но сам вопрос уносит мои мысли в далёкие пятидесятые, когда литературу в старших классах в школе № 47 Челябинска преподавал фронтовик Константин Михайлович Байдолин. Он сумел привить нам интерес к русской классике. Помог почувствовать силу и красоту русского языка.

Тогда среди учителей было много бывших военных. И мы, дети войны, пели песни того времени: «Землянка», «Катюша»… Патриотизм не надо было воспитывать. Тогда это был сам дух времени. Нас вели по жизни стихи Константина Симонова, Павла Когана…

Мой отец, учитель математики, тоже бывший фронтовик, Сергей Павлович Фёдоров был заядлым охотником, рыбаком, и книги о природе, как и русская классика, сопровождали меня с малых лет. Пушкин, Пришвин, Бианки…

Подростком я открыла для себя Шекспира, Михаила Лермонтова, Джека Лондона… Гораздо позднее, когда журналистские тропы привели меня в Арктику, рассказы Джека Лондона не раз вспоминались мне…

Каждый этап жизни – это целая полка самых важных книг.

Студенчество. Факультет журналистики Уральского госуниверситета дал нам прекрасную школу знакомства с мировой литературой: Гомер и Данте, Франсуа Вийон, Шарль Бодлер и Артюр Рембо, Марсель Пруст… Великие мужи, сияющие имена… И цитаты, врезавшиеся в память навсегда: «Бей в барабан и не бойся»…

Особо значимы личные встречи с писателями. На студенческой практике в «Комсомольской правде» на летучках бывали такие мэтры, как путешественник, фотограф, писатель Василий Песков. В одном отделе рядом со мной, за соседним столом сидел Владимир Орлов, будущий автор романа «Альтист Данилов»…

Оттепель. Первые годы самостоятельной работы в Архангельске. Эпоха Хемингуэя. В газете «Северный комсомолец» в мою бытность работал писатель-деревенщик Юрий Галкин, чьё имя впоследствии будет связано с творчеством известного певца Севера Бориса Шергина. Бывал блестящий переводчик Игнатий Ивановский, бывший литературный секретарь Анны Ахматовой. Я помню будущего Почётного члена Бельмановского общества Швеции в больших сапогах, угрюмого…

Это было время возвращения в литературу запрещённых имён. С замиранием сердца – читали тайком: сначала на тонкой бумаге – едва видные строчки – потом уже сборники – Цветаева, Ахматова, Мандельштам!

«Всё, Александр Герцович, заверчено давно! Брось, Александр Скерцович, чего там, всё равно…»

Мы любили литературу, как и музыку, – и судьба навек соединила меня с музыкантом, альтистом Борисом Косаревым… Это уже позднее, в Свердловске. Музыка и слово – они всегда рядом… И потому мой псевдоним Галина Фёдорова-Косарева…

– Можно ли научиться ремеслу поэта? Как это сделать?

– Ремеслу стихосложения научиться можно. Прежде в гимназиях преподавали такой предмет. Есть ямб, хорей, анапест и так далее, есть правила – учи и следуй!

Другое дело – Искусство. Другое дело – Поэзия!

Поэт рождается Поэтом. Или дар Божий есть – или его нет!

Конечно, учиться всё равно надо. Шлифовать талант, как драгоценный камень.

 Правда ли, что нужно войти в определённое эмоциональное состояние, чтобы писать. Или лучше писать рассудком, советуясь со своим чувством меры и логикой?

– Сказки свои и рассказы, эссе я могу писать на компьютере. А вот стихи – обязательно пишу ручкой на бумаге. И сочиняю я их чаще всего ночью, когда домашние спят. Потому что Поэзия действительно требует особого сосредоточения.

Стихи такие и есть истинная Поэзия. Когда не сам человек пишет, а Вселенная диктует ему свои сокровенные мыслечувства… А писательское мастерство помогает ему лучше донести их до читателя.

Слово, оно бессмертно. Если оно написано, оно навсегда остаётся в Информационном поле Земли. Ноосфере Вернадского.

– Какие темы и мотивы вам близки? О чём вы бы никогда и ни за что не взялись писать?

– Автор создаёт свой мир, в котором ему комфортно. Мне некомфортно в мире страха и аморальности, преступности и алчности. Детективы – нет, это не моё. Боевики – нет, тоже нет! Фэнтези – вот тут можно подумать…

Мне нравится писать сказки, да ещё сказки о принцессах… И рассказы, в которых невероятное существует рядом с реальным. Например, феи и домовые – они есть, они рядом…

Мои эссе – это зеркало жизни. Тут звучат совсем иные мотивы – боль за страну, потерю идеалов…

А стихи – это голос души. И стихи мои печальны. В них тоже врывается реальность, но отражается она через философские размышления о смысле бытия…

Однажды я делала интервью с учёным и бардом Александром Городницким. Сама романтика той поры физиков и лириков в его строчках «Всё перекаты, да перекаты…». Поэзия, я думаю, всего точнее отражает суть, зерно происходящего в данный момент в мире и в душе человека…

– Как думаете, современный читатель по сравнению с читателями прошлого поколения изменился?

– Да, безусловно. Человек XXI века стал не только выше ростом, у него и в голове произошли существенные перемены.

Новые открытия науки и современные технологии повлияли на наше понимание мира. Ускорился ритм жизни, в обиход вошли гаджеты с их лапидарностью, быстротой смены информации…

Читатель теперь ждёт и от литературы большего динамизма… Поэты ищут новые формы, в моде метаметафоры… Романисты экспериментируют с невозможными ситуациями… перебрасывают героев в будущее или прошлое…

Читателю подавай погорячее да поострее… Многим длинные абзацы во всю страницу Льва Толстого становятся неинтересны… Как и психологические рассказы про девушек Тургенева.

Но романы и сегодня в цене! Наверное, потому, что, как и сериалы, позволяют надолго отключиться от тревожных будней.

Тем не менее думаю, каждый автор найдёт своего внимательного читателя.

– Как вы считаете, стоит ли человеку придумывать себе смысл жизни (то, ради чего стоит жить)? Или тратить время на его поиски?

– Придумывать – нет! Не стоит!

Неизвестно, что там человек себе напридумывает!

Но найти – это да, стоит того! Объясняю.

Человек отправляется в воплощение с определённой программой. Со своей миссией, если хотите. Я в этом уверена. Мы пришли сюда в такое сложное время смены общественных формаций, смены матрицы, тут каждому воплощённому определено важное дело. Выполнение предназначения, самореализация и придаёт смысл и радость жизни, он находит своё место под солнцем, своё счастье.

Но если по недоразумению человек будет годами тыкаться не в те двери, которые для него припасены Господом, Высшим разумом или Судьбой – кому как угодно! – он будет несчастен. Даже если будет богат и успешен.

В одной из своих книг, где я касалась эзотерики, я специально отдельную главу посвятила поиску смысла жизни. И он нашёлся! Передача опыта поколений. Гармония человека и природы, общества… Счастье!

– У вас издано несколько книг. Расскажите о своей самой дорогой сердцу книге.

– Книги как дети. А их у нас трое – два сына и дочь. Сыновья – юрист-оценщик и врач. Дочь – кандидат философских наук. И пятеро внучек. Кто из них дороже? Это как пальцы на руке. Все дороги.

У меня изданы две самые большие книги публицистики – под твёрдой обложкой.

Первая – это изданный в 2005 году иллюстрированный альбом о Кондинском районе Югры (я выступила тут в роли автора-составителя). В Кондемы с мужем жили и работали полтора десятка лет. Это богатый и красивый вогульский край, издревле край охотников и рыбаков, потом лесников, теперь нефтяников. Такие издания помогают сберечь историю народа, укрепить национальные корни.

А в Челябинске в 2015 году была выпущена моя автобиографическая книга «Листая годы». Я пишу в ней о своей жизни. О родовых гнёздах – Ишиме, сибирском центре поляков. Малмыже, городке на Вятке, древней столице народа мари… И далее по главам – Поморье, Арктика, загранка, пограничные заставы, Екатеринбург, Конда, Челябинск. Газетная работа, ЮНЕСКО, общественная жизнь, литература…

Редактор книги – председатель Челябинского отделения Союза писателей России Олег Николаевич Павлов, я очень ему благодарна. Он поверил в меня и стал издателем не только автобиографической, но и ряда других моих книг. В том числе сборника поэзии и биобиблиографического указателя по моему творчеству.

Хочется сказать и о своей книге прозы «Под защитой горных духов», которая по времени вышла совсем недавно. Издана в Москве Интернациональным Союзом писателей.

В ней собрано девять сказок. Герои её – влюблённый Самовар и гордая Кастрюля, заботливые домовые, мечтающий навсегда выбраться из кувшина Джинн и промокшая под дождём Жар-птица… Гном и суровые горные духи… И, конечно, принцессы… Красавицы и умницы, которые, однако, всё время попадают в какие-то передряги.

Надеюсь, что мои тексты учат Добру. Благородству. Несут в мир Свет…

– Ваши творческие планы? Чем порадуете читателей?

– Думаю о следующей книге сказок, принцессы рвутся в наше время посмотреть, что тут у нас происходит…

И очень бы хотелось издать новый поэтический сборник. Свежие стихи тоже просятся в мир…

Печаль поэта – между строк полёт.
Он запахи, ветра, огонь в средине круга –
тревожа сердце, нам передаёт,
не примиряясь с вечною разлукой.
Бокал вина из мест, сиявших прежде,
тысячелетия назад манивших пчёл,
он поднимает у реки Надежды,
для новой Встречи накрывая стол.
Свирель играет тихо в Зазеркалье.
Пируют Боги, а Часы стоят –
и скачут всадники сюда из дальней дали!
Ещё минута – и обнимет брата брат!

Беседу провела Мария Александрова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *