СВЯЗЬ ВРЕМЁН: славяне и язычество, история и ценности
Интервью с Евгением Александровичем Лозовским
– Расскажите о ваших литературных авторитетах.
– Для меня одинаково важны как книги историков и исследователей нашей культуры, так и книги авторов, пишущих в жанре исторического романа и исторического фэнтези. Прошу не смеяться! Именно исторического. Где при минимуме фантастики максимум исторического материала. Среди таких книг я в первую очередь назову произведения Марии Семёновой, Анны Гуровой, Александра Мазина и цикл «Отрок» Евгения Красницкого. Последний особенно, потому что в нём действие происходит в период между крещением Руси и за сто лет до нашествия Батыя. Как раз в период возникновения двоеверия, или «народного православия», о чём я упомяну позже. Та ситуация, когда языческая вера ещё крепка в лесных деревнях и вдали от городов, но православные священники из Константинополя уже едут эмиссарами для несения «истинной веры». Вообще, считаю, что одни источники должны дополнять другие. Можно прочитать работы о раскопках и исследованиях черняховской культуры, про черепки, кости и остатки погребений, а потом как при каком-то стечении обстоятельств наш современник попадает в то время и в те места. Увидеть его глазами, попытаться понять, чем жили люди, о чём думали, на что надеялись. Одним словом, изучение истории Франции по Дрюону и Дюма – занятие явно несерьёзное, но как без этих книг было бы скучно!
– Как родилась идея создания книги «Жива Русь языческая. Расскажи мне, скальд»?
– Сначала я написал ряд стихов о славянах и славянском язычестве, а потом задумался: ведь на территории Руси было много разных народов, не только славянского. Причём кто-то из них испокон веков жил рядом, кто-то приезжал торговать, грабить, наниматься на службу. Были даже арабы путешественники, писавшие в своих книгах о нас. Если представить мир славян того времени как дом, то были как соседи по квартире, так и соседи по площадке, которыми как раз и были скандинавы. Причём я сторонник антинорманнской теории, согласно которой летописный варяг Рюрик – это представитель одного из славянских племён с побережья Балтики. По крайней мере, было чёткое различие данов, свеев и урман. Варяги – это нечто иное, «…пошли к варягам, к руси…» («Повесть временных лет»). Так что стало интересно изучить и культуру этих «соседей по площадке». Тем более что благодаря Снорри Стурлусону, записавшему скандинавские Эдды, мы имеем гораздо более чёткое представление об их мифологии, пантеоне и религии. Скажу сразу: писать на скандинавскую тему не менее интересно, чем на славянскую. Поэтому я и объединил стихи из разных циклов в одном сборнике. Соседи, как-никак…
– Насколько языческая мораль актуальна сегодня?
– То язычество, о котором я пишу в своих стихах, сейчас не существует. Плохо ли это, хорошо ли, пусть каждый решает для себя сам. Это факт. В течение длительного периода после принятия православия новая и старая веры сосуществовали вместе, в результате чего получился феномен «народного православия» – древние поверья, приметы, бытовая магия, заговоры знахарей и ведунов сплавились с культом святых, с христианскими молитвами и церковными праздниками. Можно взять любой из записанных этнографами русских народных заговоров и убедиться в том, что обращения к Земле, Воде, Огню, просьбы об исцелении или послать хорошего жениха носят признаки и христианства, и язычества. Обращение к Земле вполне может закончиться словом «аминь», а обращение девушек к Ладе о замужестве могло начинаться словами: «Встану перекрестясь, пойду благословясь». То есть одна вера совсем не отменяла другую. Примерно такая ситуация сейчас имеет место у малых народов Севера. В рядовых, бытовых случаях условный чукча будет искать помощи шамана, а если шаман бессилен, то пойдёт к «русскому Богу – шибко сильный, однако».
Теперь о морали. Не существует «языческой морали», как и «вообще язычества». То, что было морально приемлемым для славян, могло показаться неприемлемым, скажем, индусу, при том условии, что они бы встретились. Поэтому все спекуляции на тему «высокоморальных предков, испорченных жидохристианством», только спекуляции. Причём грубо сработанные. Но тем не менее корни того, что называют словами «русский характер», «загадочная русская душа», я бы стал искать именно в этом, дохристианском времени. Так сложилось, что наши предки и заложили в основе своей культуры те самые традиционные ценности, которые сейчас так актуальны. Живя среди диких лесов, в суровых условиях как никогда были нужны любовь к детям, почитание родителей, культ Предков, многочадие как милость Богов, личное мужество, верность слову, самопожертвование ради товарища по оружию. Те самые качества, которые помогли славянским народам расселиться от Днепра до Балкан и Дуная. И даже ромеи-царьградцы предпочитали откупиться от воинов Вещего Князя, а не воевать.
– Кто и что является вашим личным пространством, вашей опорой, вашим кругом?
– Я достаточно неконтактный человек, с людьми схожусь осторожно, больше люблю одиночество в хорошем смысле слова, поэтому моя опора в жизни – это семья. Моя жена – единственная женщина, которая бывает у человека только раз в жизни, дочь и, конечно же, мать. Как у любого человека. В свободное время люблю ездить на рыбалку и охоту, опять же один, не считая своей собаки. Знаете, когда ночью сидишь у огня в лесу, а вокруг кто-то ходит, шуршит в тростниках или в ельнике, невольно переживаешь то, что чувствовал далёкий предок в одежде из домотканины и с рогатиной или с лезвием из простого железа.
– Как вы считаете, каким образом в современное время нужно продвигать своё творчество? Какие методы самые надёжные?
– Самым надёжным я считаю мастерство автора. Ни одна реклама не способна продвинуть откровенную макулатуру и графоманию. Если автор хоть чего-то стоит, аудитория у него будет.
– Какие у вас творческие планы на ближайшее будущее?
– Сейчас я взял небольшой перерыв для обдумывания некоторых сюжетов, которые существуют на данный момент в виде черновиков и отрывков. Первый будет условно называться «Легенда об острове Готланд и бегуне Тьяльви» (по мотивам древнего сказания «Гуттсага»), а второй – стилизация под былину о дочери купца и дочери боярина князя Рюрика, о любви, предательстве и наказании.
Беседу провела Мария Александрова