Дарья Райлян

За знаниями – с любовью

Попытка ответить на вопрос, можно ли сделать так, чтобы ребенок с удовольствием вставал утром в школу и бежал на занятия, по моему мнению, увенчалась успехом. Во всяком случае, в статье приведены весомые предложения, как всё для этого сделать.

Я вспомнила, как одним сентябрьским утром, едва смахнув с глаз ночные сновидения, свесила ноги с края кровати и потянулась за бархатными туфельками. Их еще с вечера с любовью приготовила мама. Ловко застегнула сначала одну, потом другую… И вот я сижу в пижаме, с растрепанной косой и в этих нарядных туфельках, готовая сию секунду вспорхнуть и побежать навстречу совершенно новому, интересному, завораживающему… С такой легкостью я бежала в школу, пожалуй, первый и последний раз, того, самого первого для меня школьного сентября.

И вот я задумалась спустя много лет: «А может ли быть по-другому? Можно ли бежать за знаниями с удовольствием, если не каждый день, то хотя бы через день?» Я мама сына, которому ровно через год предстоит шагнуть в новый взрослый этап жизни, – меня, конечно, очень волнует вопрос, как решить задачку с двумя известными, но вариативным итоговым «равно», то есть мотивацией к учебе.

Что перевесило – родительская озабоченность или рьяное журналистское желание исследовать и находить ответы на вопросы – не знаю. Одно очевидно – мною двигал неподдельный интерес и статью будет любопытно прочитать и мамам, и учителям, и предпринимателям, окрыленным идеей открывать современные образовательные центры. Я поговорила и с одними, и с другими, и с третьими. Было очень важно узнать мнение каждого и соотнести с реальностью.

«Мою дочь стошнило прямо на линейке в День знаний. А накануне она пару дней плакала – так не хотела, чтобы заканчивались каникулы», – призналась мне мама шестиклашки Юлии Екатерина Полуляшная, детский тренер по плаванию.

Насколько же сильный стресс испытывает ребенок, что организм реагирует таким образом! А главное – почему? Я знаю, что эта девочка из прекрасной семьи, где уделяют время детям и образованию, она прилежная ученица, в дневнике красуются уверенные пятерки. Тогда почему?!

Тут я снова вспомнила себя. Свои пунцовые щеки и трясущиеся коленки перед каждым выходом к доске или проверочной работой – не дай бог ответить не на пять, получить по контрольной плохую отметку. Одинаково отличной надо было быть и по математике, и по истории. Может, мне бы хотелось лишний час дома почитать о Крещении Руси! А тут уравнения, которые тоже нужно научиться решать. Оценки – вот что загоняло в тревогу и перекрывало кислород знаний, подменяя его ядовитым поглощением положительных отметок. Но, с другой стороны, я понимаю, что оценочная система нужна. Как иначе распознать результаты образовательного процесса и уровень знаний?

С этой дилеммой я обратилась к нейропсихологу Галине Рябковой, компетентному специалисту центра нейропедагогики «Волшебные дети» (центр опирается на рекомендации по воспитанию Валентины Паевской, известного психолога, нейропсихолога).

«Школьная система ставит внешнюю оценку во главу угла, в результате чего мотивация к обучению зачастую подменяется мотивацией к получению хорошей оценки. Важно, чтобы ребенок понимал, что и как оценивается, – говорит Галина, – чтобы он осознавал, что оценка за понимание вопроса и за оформление – это разные вещи, так же как двойка за забытую тетрадь с “домашкой” характеризует лишь дисциплину, а не знание предмета, показанное в этой домашней работе».

Психолог также объяснила мне, что в школьном возрасте большая часть того, что мы считаем самооценкой, формируется у детей под влиянием обратной связи от окружающих и от авторитетных взрослых. То есть перевожу: меня поругали, я получил плохую отметку – я плохой. Но будь эта формула верной, ни один «троечник» не стал бы успешным, уважаемым дяденькой с миллионными счетами. А статистика говорит о том, что именно те, кто не отождествлял себя с оценкой в школе, и добиваются больших высот. Нет, это не означает, что нужно учиться спустя рукава. Но это наталкивает на глубокий диалог родителей (в первую очередь их) с детьми о том, что любить их меньше не станут, даже если оценка за какой-то предмет не отличная. При этом требуется поощрять старания и деятельность ребенка, чтобы способствовать развитию его собственных мотивационных механизмов.

О поощрении стараний и верной мотивации вообще очень интересный довод прочитала у автора Кэрол Дуэк в книге «Гибкое сознание». Суть в том, что она описывает новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. По ее мнению, людей можно разделить на тех, кто рожден с установкой на данность, и тех, кто обладает установкой на рост. Для первых играют роль гены, наличие или отсутствие таланта и понимание, что выше головы не прыгнешь. Вторые же убеждены, что любое качество, любую компетенцию можно развить упорным трудом. В поддержку этому провели эксперименты среди школьников с одинаковыми показателями IQ-теста: одних после выполнения задания похвалили за выдающиеся способности, а вторых – за предпринятые усилия. После этого первые отказывались от более сложных заданий, чтобы случайно не выдать свои недостатки, а вторые жаждали, наоборот, более сложных задач, чтобы научиться новому.

Казалось бы, обладая этими тайными знаниями, можно просто образцово-показательных учеников взрастить! Но и этого на практике оказывается мало, потому что современные дети, если вы замечали, не делают ничего просто так. Для них всё должно быть обоснованно и оправданно. Резонный вопрос: «Ну и зачем мне это?» – ставит в тупик. И объяснение «так надо, все ходят в школу», простите за сленг, не катит. Я говорила с учителем муниципальной общеобразовательной школы (МБОУ № 40), Верой Ильиничной Колыхалиной, которая поделилась «болью», как еще с первого до пятого класса дети тянутся к знаниям, а дальше их интересует больше внеурочная деятельность и собственное место в обществе. Познавательный вектор действительно смещается в сторону более жизненных вопросов. И происходит это в том числе в силу возраста. Но есть выход – объяснять пользу.

«Я со своими учениками, независимо от возраста, часто обсуждаю, для чего им английский. Мы сходимся на том, что здорово путешествовать без языковых преград и понимать гораздо больше. С подростками работает мотивация понимать иностранных блогеров, инфлюэнсеров, находить единомышленников по всему миру, да даже играть в компьютерные игры. Мотивируют перспективы жить и работать из любой точки планеты», – говорит Наталья Зеленская, преподаватель английского и французского языка, основательница языкового клуба Play.

Действительно, можно ходить в школу, на дополнительные занятия, куда-то еще, куда «запихнут» родители, но толку от этого будет мало, если не видеть смысла. Мы же говорим о мотивации к знаниям, о внутренней потребности узнавать новое и делать это с удовольствием, а не из-под палки.

«Школьнику может быть важно ходить в школу, присутствовать в классе, общаться, играть там определенную роль, носить форму и портфель, выполнять ритуализированные действия, позволяющие почувствовать сопричастность к понятию “школа”. Надо отдавать себе отчет, что всё это напрямую не связано с обучением и мотивацией учиться.

Тут важно через рассказ о собственном школьном периоде помочь ребенку сонастроиться со школой и пользой от нее. Это могут быть примеры того, как школьные знания помогли в вузе, при устройстве на работу мечты или в компании друзей. Полезно провести такую работу, чтобы уже в школе ребенок имел конкретные образы и ситуации, позволяющие ему понимать, зачем он учится», – объясняет Галина Рябкова.

С сентября 2022 года в силу вступили новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Не могла обойти этот вопрос стороной и решила внимательно вчитаться, в чем же новшество. Конечно, особенный акцент делается на воспитании патриотизма, понимании своей культурной идентичности, любви к историческому и природному наследию родной страны и множество дисциплин и мероприятий направлены на это. Что ж, время такое. Но еще, что важно, рекомендовано сосредоточиться на практических навыках детей. Упор на том, что они должны понимать, как связаны предметы, где пригодятся и как помогут в реальной жизни найти работу. Эврика!

Мне, будущему журналисту, в школе очень бы помогли такие осознанные акценты, а еще дополнительные уроки по литературе, русскому, любимой истории, предметам, которые учат развивать воображение, критическое мышление.

Всё понимаю, от стандартов, к сожалению, не уйти, но в мечтах…

Я опросила нескольких мам школьников, что бы они хотели, чтобы было обязательно в школе, чего им не хватает.

«Для меня важно, чтобы в процессе обучения в школе у ребенка сформировались интерес к обучению и понимание того, что развиваться, учиться необходимо на протяжении всей жизни», – Алёна Гмыра, директор по развитию женского сообщества CLUB GK Gold, мама троих сыновей.

«Я считаю, что в школе должен быть урок “Гармония жизни”, причем с первого класса. Чем раньше ребенок начнет понимать причинно-следственные связи между мыслью, словом, поступком, событием, результатом, тем осознаннее он будет подходить к этим же поступкам, мыслям и словам.

Мне хотелось бы, чтобы на этом уроке говорили о том, что существует много вариантов развития одной и той же ситуации. Чтобы была широта видения, широта чувствования. Чтобы с юных лет ребенок понимал, как оптимизм во многом помогает становиться успешным. И что стать успешным можно не только от случайной встречи, везения, а успешность есть человеческая, земная, когда ты гармоничен с собой, с миром.

Еще хотелось бы добавить в школу изучение живой природы, чтобы дети различали голоса птиц, знали названия растений, сами смогли на пришкольных участках выращивать овощи. Такая связь с природой делает детей крепче, осознаннее, эмпатичнее», – Алиса Журавлёва, автор, ведущая, креативный директор Всероссийского общества охраны природы, мама первоклашки.

Мне очень близки эти мнения. Превратить школу в институт, где действительно учат не только «дважды два – четыре», а еще жизненным навыкам и принципам! На мой взгляд, это вернет ей утраченный пиетет и трепет учащихся перед каждым звонком на урок.

Ну а что происходит на уроке? Подобрались к кульминации. Перед доской стоит учитель, учебник открыт на 32-й странице: правило, а следом задачки. На этом вся образовательная магия и закончилась.

«В идеальных условиях урок начинать не с “Здравствуйте, открыли учебники, слушаем меня”, а так: “Ой, ребята, вы знаете что-то про…? Да ты что! Ваня, а ты что знаешь?” Дети с первых секунд вовлечены в диалог, в творческий, созидательный процесс, они активные его участники. Учитель создает проблемную ситуацию, загадку, а дальше лишь модерирует. Если естественные науки можно найти способ преподать творчески, то гуманитарные – литература, история – это вообще волшебный инструмент в руках педагога!» – считает Екатерина Лукьяненко, кандидат педагогических наук, доцент Академии психологии и педагогики ЮФУ, основательница частной школы «КОТ».

Помню, что в моей школе наша группа по немецкому языку была самой сильной и увлеченной предметом. Об этом говорю не только я, об этом говорила статистика и результаты олимпиад. Наша учительница жила предметом, рассказывала нам намного больше, чем предусматривал учебник. И, конечно, мы ждали с нетерпением новый урок, потому что он был похож на увлекательное путешествие в другую страну.

Такая подготовка к каждому уроку требует большого труда, огромных временных ресурсов, и тут, конечно, впору говорить о мотивации самого учителя. Это тема отдельной статьи, большой дискуссии и кардинальных перемен.

Я знаю, насколько педагоги в муниципальных школах загружены бюрократией, но если снова сделать акцент на позитивном, созидательном, то было бы здорово вернуть образ того уважаемого человека, которого слушают с широко открытыми глазами. И, как мне кажется, в данном случае ключевое для каждого учителя (да и каждого современного человека тоже) – это гибкость. Гибкость мышления, открытость всему новому, осведомленность далеко за рамками одного предмета. Дети всегда были циничны и жестоки, а сегодня особенно, они не прощают промахи и «некрутость». Они обсуждают электрокары, презентацию следующего смартфона, новую коллекцию бренда Balenciaga. И если учитель ни на одну из тем не может поддержать разговор, то авторитет в глазах резко падает. Я уверена, что каждый учитель, прочитав сейчас предыдущие предложения, закричит в ответ: «Когда? Когда всё это делать и находить на это время?!» Напомню, что я сейчас описываю идеальные условия, как было бы прекрасно, если бы…

Но в то же время не все мои рассуждения и предложения утопичны. Вот взять хотя бы это. Каждый, кто когда-то выбрал романтичную профессию учителя, сделал это явно из внутренних побуждений. Просто так не идут в школу работать, это любовь к предмету, это абсолютная уверенность в своем призвании и способности НАУЧИТЬ, передать знания. От такой мотивации горят глаза, правда же? Она как раз и заряжает. А что, если воспоминать именно о ней каждый раз перед очередными 45 минутами?

«Ничто так не способно замотивировать детей к обучению, как личный пример и заинтересованность учителя. Когда учитель горит своим делом, любит свой предмет, получает удовольствие, приходя в класс, находится в контакте с детьми, то учебный процесс становится намного интереснее. Дети чувствуют взаимность, видят, с каким трепетом учитель делает свою работу, и, в свою очередь, стремятся получать знания», – убеждена Александра Хоций, учитель немецкого языка, завуч МБОУ «Гимназия № 14», г. Ростов-на-Дону.

В реальности же учитель совершенно вымотанный, часто демотивированный уже в начале года. Причины этого кроются совсем в другой плоскости, которую, как я уже сказала, у меня нет цели оголять, ибо это иной посыл. Я хочу найти то, благодаря чему можно как-то улучшить ситуацию здесь и сейчас, потому что у всех участников процесса цель одна – сделать обучение интересным.

И, возможно, сейчас многих удивлю, когда скажу, что всё же всё начинается с нас, мам и пап – с семьи. С формирования отношения к образу учителя и к самой школе. Если в разговоре с подругой за чашечкой воскресного кофе делиться воспоминаниями, как глупая «химичка» не видела даже с первой парты, чем вы на самом деле занимались на уроке; если высмеивать нелепый внешний вид и образ жизни учителя, еще хуже – пренебрежительно отзываться о работе школы в целом – «там учат одной ерунде, которая в жизни не пригождается», то рождается сценарий какой-то одиннадцатилетней каторги и бессмысленного времяпрепровождения. Это лишь кажется, что пятилетний-шестилетний ребенок вас не услышал, не понял. Отнюдь, вся информация невольно откладывается в голове будущего школьника. Поэтому роль родителя – первостепенна. А дальше – учителя.

Пока готовила эту статью, натолкнулась даже на одну программу в поддержку такого тандема: родитель – учитель – ученик. Это проект от Росмолодежи, называется «Большая перемена». Ребята 5–10-х классов могут поучаствовать в конкурсе в двенадцати номинациях, среди которых диджитал-направление, творчество, журналистика, экология, ландшафтный дизайн, архитектура, история. Финалисты, победители всех этапов конкурса получают огромное количество бонусов, помощь в реализации своих проектов, финансирование дальнейшего обучения, бесплатные поездки и прочее. Педагоги-наставники, чьи ученики стали победителями, также получают денежные призы (что тоже мотивирует!). Приведу цитату из Положения о конкурсе:

«Проведение конкурса способствует созданию условий для активного взаимодействия и продуктивного диалога обучающихся и преподавателей, родителей и детей в целях совместного творчества, разработки и реализации проектов различной направленности».

Безусловно, всё это большой труд, время, внимание. И многое даже самые талантливые дети не могут выполнить самостоятельно, нужна поддержка, надежные опоры и толковый путеводитель. Поэтому прихожу к выводу о том, что волшебное словосочетание «мотивация к учебе» рождается благодаря двум слагаемым (как и всё на свете) – базовым настройкам родителей и дальше бережному обращению учителей. Не может быть такого, что дети ну совсем ничего не хотят. Дима Зицер, доктор педагогических наук, директор школы «Апельсин» и Института неформального образования, психолог – категорически с этим не согласен. Чего-то да они хотят, и у учителя есть такая компетенция – устанавливать доверительные отношения с детьми, дружеский диалог, в котором, болтая о чем угодно, он выясняет, что интересно ребенку, и преподносит дисциплину так, что тот с удовольствием бежит на урок.

Я намеренно упустила в основной части доводы о важности интерактивных материалов, передовом техническом оснащении классов, опрятном, дружелюбном виде учебных заведений, потому что это всё очевидные дополнения к тому, что я описала. Кроме того, мне важно было выяснить, что может сделать уже сегодня именно человек: мама, которая прочитает эту статью, учитель или мечтатель, готовый вопреки всему создать идеальные условия для института знаний, а значит, для будущего.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *