Марина Ламбертц-Симонова

Когда о жизни спорят музы

Маленькая пьеса по мотивам древнегреческого мифа об Аполлоне и Дафне

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МИФА

Однажды бог света и солнца Аполлон поспорил с маленьким проказником Эротом. Эрот решил отмстить своему противнику: он пронзил сердце Аполлона стрелой любви к прекрасной нимфе Дафне, а сердце Дафны поразил стрелой ненависти.

В результате нимфа, спасаясь от преследования, навсегда превращается в лавровое дерево.

Отныне лавровым венком украшают поэтов…

Но в нашей пьесе в происходящие события вмешиваются музы…

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Аполлон, бог света и солнца.

Эрот, бог любви.

Дафна, нимфа.

Эвтерпа, муза лирики.

Мельпомена, муза трагедии.

Талия, муза комедии.

Пифон, чудовище.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

На лесную лужайку выбегает лёгкая и изящная муза лирики Эвтерпа и играет на флейте. Затем она поёт а капелла (просто голосом издаёт звуки).

В это время там же навстречу друг другу из разных концов медленно идут две музы – Мельпомена и Талия в соответствующих одеждах, а в руках у них символические маски. Эвтерпа прекращает петь и играть, а Мельпомена обращается к зрителям.

Мельпомена

Земля, о как же лик твоей беден!

На откуп отдана морям!

Ты жить не можешь без трагедий!

Ты создана для мрачных драм!

Талия (звонко и весело)

О нет, сестрица Мельпомена,

По правде всё куда смешней!

И хоть земля – большая… сцена,

Черёд… комедии на ней!

Мельпомена (мрачно)

Ах, нет, сестра! Не так всё просто,

Земля – большой, холодный зал!

Смотри, как жалок этот остров –

Приют убогих, жутких скал.

Показывает в сторону воображаемого острова, на котором родился Аполлон. В это время из-за кулис на место действия направляется луч света. Мельпомена прикрывает лицо руками, щурясь от яркого света, а Талия улыбается и протягивает радостно руки навстречу свету…

Одновременно слышится звонкая, радостная музыка (это Аполлон играет на кифаре (гитаре)) анданте.

Талия (обращаясь к Мельпомене)

Смотри скорей: потоки света!

Кифары слышишь чистый звук?

Пришло на мрачный остров лето,

Всё превратив в цветущий луг!

Мельпомена

Что ж, хоть и слышу песнь кифары,

Хоть я и вижу яркий свет,

У смертных нет такого дара,

Чтоб он не вышел им во вред!

Талия

Смотри, как света стало много,

Мир солнцем нежным напоён!

Земля, встречай рожденье бога!

Будь счастлив, юный Аполлон!

Когда она произносит последние слова, появляется Аполлон (на плече у него лук со стрелами), а с ним рядом идёт муза лирики Эвтерпа и несёт его кифару.

Аполлон (берёт кифару у Эвтерпы)

Пусть солнце яркое струится,

Растут хлеба, цветут сады,

А зло презренное боится

Тугой весёлой тетивы!

Пусть крепко помнят все о чести:

И тот, кто стар, и тот, кто юн!

Пусть миром гордо правят песни –

Лихие дети звонких струн!

Аполлон играет яркую красивую мелодию на кифаре (гитаре).

Мельпомена (обращается к Талии, показывая на Аполлона, – они стоят по разным краям сцены)

Мне эта музыка по нраву,

Но всё ж милее… лук тугой,

Который в бой ведёт кровавый,

С которым ходят в… смертный бой!

На лужайке появляется чудище-змей Пифон. Он наводит на всех ужас. Но Аполлон вступает с ним в схватку, стреляет из лука, и злодей падает бездыханно. Аполлон победно ставит на поверженного Змея ногу.

Талия (подходит к нему и говорит радостно)

Веселье горести умнее!

Конец злодеев так смешон!

Стрелой пробито тело Змея,

Пал огнедышащий Пифон!

(Разглядывает рану на теле Пифона.)

Мельпомена (насмешливо и мрачно)

Но опьянён своей победой,

Ещё не знает Аполлон,

Что ждут его… печаль и беды

И… пораженья тяжкий стон!

Музы расходятся в разные концы лужайки и садятся по краям.

СЦЕНА ВТОРАЯ

На лужайку весело выбегает озорной и лукавый мальчик – Эрот – и целится в невидимую цель из лука. Аполлон задумчиво стоит на другом конце лужайки. Увидев Эрота, подходит к нему и останавливается на небольшом расстоянии. Эрот направляет лук на него. Музы сидят по краям и наблюдают.

Аполлон (обращается к Эроту насмешливо)

Я удивлён, Эрот, признаться:

Ты лук нацелил золотой…

Никак со мной решил тягаться?

И силой мериться со мной?

Эрот (решительно и лукаво)

Ты, Аполлон, лихой и смелый!

Твоим победам нет числа!

Твой грозен лук, и метки стрелы!

Тебя ж пронзит… моя стрела!

(Эрот метко стреляет в Аполлона.)

Аполлон (испуганно хватается за сердце)

О, что же, что со мной случилось?

Что ожидает впереди?

То сердце гулко так забилось,

А то вдруг… замерло в груди…

Эрот (отбегает на небольшое расстояние и насмешливо выглядывает из-за дерева)

О, это только лишь начало!

Пропал наш милый Кифаред!

Стрела… любви в него попала!

А от неё спасенья нет!

На лужайке появляется нимфа Дафна. Она радостно кружится в танце, собирает цветы…

(Берёт лук и стреляет в Дафну, приговаривая)

Лети, стрела! Лети, вторая!

Лети – холодная, как лёд!

Так пусть же ненависть земная

Любовь немедленно… убьёт!

(Мстительно смеётся.)

Аполлон (выходит на лужайку и, увидев Дафну, обращается к ней восторженно)

О нимфа, стой! Ты так прекрасна!

Твоей красою я пленён!

Меня боишься ты напрасно!

Ведь я – сын Зевса – Аполлон!

Дафна (в испуге отбегает в сторону и закрывается руками)

Не подходи ни шага ближе!

Зачем ты гонишься за мной?

О, как тебя я ненавижу!

Мне ненавистен облик твой!

(Она отбегает дальше.)

Аполлон (пытается её догнать)

Постой, лесная недотрога!

Не избегай меня, молю!

Постой! Томит меня тревога!

Пойми, ведь я тебя… люблю!

Дафна (убегает чуть дальше, простирая руки к кому-то невидимому, горестно, с мольбой)

О Мать Земля, мне жить немило!

Страшнее смерти горький плен!

Возьми же облик мой постылый!

Дай мне убежище взамен!

(Останавливается посреди сцены, слегка приседает и поднимает руку с веткой лавра, грустно обращаясь к Аполлону.)

Не вспоминай недобрым словом!

Прощай! Печаль моя светла!

Я стала… деревом лавровым!

К земле корнями приросла!

(Поднимает вторую руку с веткой лавра, изображая дерево.)

Аполлон (подходит ближе и печально говорит, обращаясь к лавру)

Пусть солнце светит, землю греет,

Пусть с гор сбегают ручейки,

А ствол твой вечно зеленеет,

А из листвы плетут венки!

И пусть венок лавровый этот

Из года в год – всё вновь и вновь

Наградой служит для поэтов,

Поющих гимны про любовь!

Берёт венок из рук Дафны и относит его Эвтерпе. Потом играет грустную мелодию на кифаре. В это время из разных концов лужайки навстречу друг другу идут музы. Они подходят к центру.

Мельпомена (торжествующе)

Не обойтись без Мельпомены!

Ну вот опять нужна я вам!

Ведь даже боги (несомненно!)

Не могут долго жить без драм!

Несчастных в мире есть не мало,

Ах, как в унынье впасть легко!

А до… трагичного финала

Тогда совсем недалеко!

Талия (весело)

Счастливым быть нельзя без риска!

Комично целый век страдать!

А счастье… где-то очень близко!

Оно вот здесь – рукой подать!

(Показывает рукой вокруг.)

Оно, поверьте, как и прежде,

Когда был мир и дик, и юн,

Живёт в… мечте, живёт в… надежде

И в светлых песнях звонких струн!

Аполлон играет звонкую, весёлую музыку, а его и Дафну окружают все действующие лица в хороводе и танцуют.

Конец пьесы

Дата написания: 1985 год.

Исполнялась по этому моему сценарию на сцене Эрмитажного театра в присутствии директора Эрмитажа Бориса Борисовича Пиотровского учениками студии «Мы рисуем в Эрмитаже», которым было по десять лет.

Костюмы и декорации изготавливали сами дети. Роль Аполлона исполняла Вероника Симонова, аккомпанируя себе на гитаре. Есть фотографии, сделанные в Эрмитаже. Одна из исполнительниц главных ролей стала впоследствии киноактрисой, а тогда это была её первая роль на сцене, где дети сыграли ещё немало спектаклей по моим сценариям.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *