Интервью с писателем Виктором Озерским
– Есть ли прототип у вашего главного героя Петровича или это собирательный образ?
– Мой Петрович – это, конечно, собирательный образ человека, рожденного в СССР, который в молодости без опаски мог гулять с девушкой ночами по спящему городу. Нет, Петрович не смотрел на прошлое через розовые очки, но каждый день, просыпаясь, был уверен, что серый хлеб в магазине стоит 16 копеек, а белый – 20.
– Ваше личное отношение к лихим девяностым. Назовите плюсы и минусы.
– А можно я анекдот расскажу? Встретились два друга, один из которых тренер по плаванию. И дилетант интересуется у профессионала, как можно научить девушку плавать.
– О! Это дело деликатное, сначала берешь своей правой рукой девушку за талию…
– Послушай, мне нужно научить плавать сестру.
– Тьфу! Так сразу бы и говорил. Брось ее на глубину! Воды нахлебается – быстро научится.
Вот так было и в лихие девяностые. Многие захлебывались и не выплывали.
– Были ли в вашей жизни головокружительные повороты? Если да, расскажите о них.
– Сколько угодно, но главное в таких случаях – вовремя соскочить на вираже. Так, в начале 80-го меня неожиданно пригласили на собеседование в крайком комсомола. Заведующий идеологическим отделом начал прощупывать насчет общего интеллектуального развития – завел разговор о только что вышедших на экраны фильмах «Экипаж» и «Москва слезам не верит». Потом неожиданно заявил: «Мы хотим пригласить работать тебя (на «ты» – это было по-комсомольски) в наш отдел. Вот представь! Сейчас нам надо ехать срочно в аэропорт – встречать представительную делегацию. Для этого нужно 150 гвоздик, которых у нас нет, но в твоем распоряжении весь край… Ты, вообще, умеешь работать оперативно? Для выполнения задачи надо выйти на руководителей предприятий, договориться о благотворительной помощи, чтобы не завалить дело».
В тот момент я живо представил себя в роли экспроприатора, и во мне мгновенно угас комсомольский задор. В итоге заведующий сказал: «Парень ты, видно, толковый, но до работы в крайкоме комсомола пока не дорос».
– У Бориса Акунина тоже есть книга под названием «Перед концом света». Знакомы ли вы с ней, и если да, то можете ли провести параллель между этими двумя романами?
– К стыду своему, до завершения моего «Конца света» я не знал о существовании ни фильма Панагиотиса Марулиса, ни повести Акунина с одноименными названиями. И это замечательно, так как в результате Эраста Фандорина и моего Петровича объединяет лишь то, что оба они атеисты.
– В постскриптуме к книге вы утверждаете, что переходный период может длиться годы и даже десятилетия. Все зависит от людей. Что именно от них зависит и как люди, общество могут повлиять на исход исторических событий?
– Ответ на этот вопрос дал еще Ленин в работах «Крах II Интернационала» и «Детская болезнь “левизны” в коммунизме». Он, насколько я помню, выделил три основных признака. Но суть сводится к следующему: переход происходит тогда, когда «верхи» не могут управлять, а «низы» не хотят жить по-старому.
– На какой вопрос вам самому хотелось бы ответить, но никто его не задает?
– Если честно, никогда не думал об этом. Но мне кажется, на абсолютное большинство вопросов есть ответ мудреца из известной притчи: «Всё в твоих руках».
Интервью подготовила
Алексия Сандрин