Рецензия на книгу «Хамса» Ахуна Андижани
Автора книги «Хамса» называют марксистом XXI века. В самой книге изложены пять положений, которые характеризуют классический марксизм с учётом идей и событий ХХ века. Изложение «Хамсы» является традиционной формой трактатов азиатских авторов и предполагает раскрытие пяти тем, которые автор считает наиболее важными. На русский язык «Хамса» может быть переведена как «Пятерица».
Первая тема «Аксиома существования» – философское обобщение дарвинизма на всё сущее, включая косную материю, идеи, идеалы красоты и различные общества. Показывается, что Всевышнему не нужно было работать семь суток – достаточно было «запустить» аксиому существования и можно идти отдыхать. На основе аксиомы существования рассмотрены различные вопросы развития в смысле перехода на более высокий уровень. Представлена бауэровская оцифровка понятия «развитие». Исследованы материалистические подходы к понятию «красота». Показано, что развитие, по необходимости, осуществляется наименее устойчивыми объектами рассматриваемого уровня. Это положение подтверждает знаменитый вывод К. Маркса о роли пролетариата в классовой борьбе.
Вторая тема – «Происхождение Человека». Здесь на основе «аксиомы существования» с привлечением легендарных повествований о тех временах, разбросанных в Библии, тибетских и других преданиях, исследуется переход приматов из животного состояния в гуманоидное. Анализируются условия и основные факторы, которые могли бы заставить какую-то группу приматов так поумнеть. Ибо «мозг, как клыки и рога, – это выработанные эволюцией средства выживания». При разработке понятия «коммунизм» часто используются представления о взаимоотношениях в первобытно-общинном строе. В данной работе доказывается, что выработка таких взаимоотношений произошла именно в процессе становления Человека. Показывается, что без выработки таких взаимоотношений приматы не стали бы людьми.
Побочным выводом представленного подхода является естественно-научное, атеистическое определение Бога. Кроме того, отмечается, что именно эти взаимоотношения являются общими (взаимопересекающимися) положениями всех положительных (по терминологии Л. Гумилёва) религий.
Далее представлено, что через некоторое время после того, как Человек стал Человеком – за счёт мозга, он сумел кардинально изменить условия существования, и некоторые характеристики стали для потомков несколько обременительными. Из-за этого у различных потомков можно видеть как бы расчеловечивание и появление паразитов на теле человечества. Показывается, что именно на такое изменение человечества, по свидетельству древних греков, иногда палками намекал небезызвестный Диоген.
Обращается внимание на то, что время от времени пассионарии (под разными именами) пытаются возвратиться к истокам человечности. Такими были ранние христиане (Иисус Христос), монголы Чингисхана (Чингисхан), ранние мусульмане (пророк Мухаммад), составители первых кодексов самураев, многие коммунисты-революционеры (Ленин) и т. д. Как только власть оказывается у их последователей, появляются извращения. Крестовые походы христиан, войны между правнуками Чингисхана, девиз «Бей неверных» у некоторых мусульман, «классовое чутьё» у сталинских чекистов и т. д. Кстати, везде появляются свои Диогены.
Третья тема – «Невидимое оружие».
Исследуется вопрос о влиянии «человечности» на эффективность войск. На таких примерах, как монголы Чингисхана, гунны, ранние мусульмане, железнобокие Кромвеля и т. д., показывается, что человечные войска более эффективны. При этом широко используются различные положения теории пассионарности Л. Н. Гумилёва.
Четвёртая тема – «Русская эпопея Батухана».
Это в принципе продолжение третьей темы, но на территории Руси. На более узкой территории, но более подробно. С исследованием взаимоотношений между Ярославом и Батыем, Сартаком и Александром Невским и т. д.
Пятая тема – «Причина развала СССР».
Анализ капиталистического общества, проведённый К. Марксом, показал теоретическую возможность более эффективного общественного устройства. Советский Союз на практике подтвердил положение К. Маркса. Особенно заметно это было в 60–70-е годы ХХ столетия.
Но… в 1991 году Советский Союз позорно распался.
Апологеты паразитов, теоретики капиталистического общества стараются затоптать марксизм, представляя Советский Союз в виде своеобразного морока – тупикового развития человечества.
Тем не менее существует огромное количество тех, кто ностальгирует по Советскому Союзу и хотел бы вернуться обратно – не совсем представляя, что они там будут делать. Но, товарищи, мы уже там были.
Потомки этих людей говорят: «Вы зовёте нас туда, где ваша элита продала вас с потрохами. Может, вас просто тянет “по крышам бегать, голубей гонять”? Товарищи родители, гоняйте голубей, что хотите делайте – но без нас». И ваши потомки правы. Не разобравшись в том, что произошло, куда-то звать народ, по крайней мере, безответственно. Не разобравшись в вопросах «Что же произошло?», «Где и как мы свернули с магистрального пути развития?», вам нечего ответить потомкам.
В пятой части «Пятерицы» на основе «аксиомы существования» и теории пассионарности Л. Н. Гумилёва автор показывает, что с магистрального пути развития мы свернули сразу же, как соскользнули с марксистского пути. А после того как вождю Октябрьской революции на партийном съезде квакеры не дали даже слово сказать – обратного пути уже не было. В книге отмечается, что точно к таким же выводам пришёл и Альфред Козинг – действительный член академии ГДР, который к 100-летию Октябрьской революции издал книгу «Восхождение и гибель реального социализма».
Исследования, проведённые в «Хамсе», приводят к незначительному уточнению великого, марксистского призыва: «Пассионарии всех стран, объединяйтесь».