(рецензия на книгу Танзили Амирхан «Потерянная надежда отца»)
Такие повести, как «Потерянная надежда отца» Танзили Амирхан, давно ожидаемы в русской словесности. Но в этом ожидании были и опасения. Не разобьёт ли актуальность вечный замысел искусства? Автор справился с этой задачей. Актуальность и художественное качество сочетаются в тексте органично, понимаешь, что книга не устареет долго.
Сразу отмечу, что в повести прекрасно выстроенный сюжет. Он сочетает в себе горизонтальность – в тексте постоянно присутствуют смысловые двигатели, которые не позволяют читателю заскучать, – и объём, создаваемый с помощью реминисценций, побочных историй, отступлений. Вместе это создаёт единое целое, одушевлённое, дышащее, художественно воплощающее нашу жизнь. Сама основная история придумана мастерски, это семейная драма со всем набором персонажей, антагонистами и протагонистами. Но она развивается на фоне современной жизни, и в неё, помимо мелодраматического, умело вплетены и социальный, и идеологический элементы. С первых страниц перед нами человек с противоречием. Это прямо классика русского героя. Алексей, отпрыск богатой семьи, стоит перед мучительным выбором: семья, что увозит его в Стамбул, или любимая девушка из простой семьи? Убегает прямо из аэропорта, выбирает любовь – и что? Хэппи энд в начале? Нет. Впереди у читателя долгий и тернистый путь вместе с героем, героиней, их воспоминаниями и мыслями. Внутренние конфликты перерастают во внешние, и всё сделано со вкусом, не ходульно. Постепенно мы понимаем, что в Стамбул родители сына увозили от возможной мобилизации, но Алексей разбил свою социальную нишу, выбрался из неё, и его друзья из золотой молодёжи, которые тоже бегут из Москвы, сразу стали ему чужими. Получается двойное противоречие, оно наполняет повесть драматизмом не только человеческим, но и общественным. Напряжения добавляет и то, что в Стамбуле отец Алексея заболевает. Как видите, экспозиция очень перспективная. И далее автор умело развивает все заложенные в ней парадигмы. Особняком стоит история деда Алексея, простого человека, который своему сыну, отцу Алексея, совершенно чужой. История его встречи с внуком, и то, как родной сын его фактически выгнал, и то, как долго Алексей до всего этого докапывался, не понимая, отчего дед тогда вот так исчез, не только звучит красивым полновесным камертоном, но отражает вечную тему отцов и детей в современных социальных условиях.
Трагичность в том, что родители вроде бы пытаются сделать хорошо, спасают сына от мобилизации 2022 года, но на деле разрушают, пытаются лишить самостоятельности. И Алексей сопротивляется. С этого начинается его путь от себя прежнего к себе будущему. Здесь скрыта важнейшая пружина повествования. «Несмотря на кажущуюся беззаботность, Алексей весь день обдумывал этот вопрос с разных сторон. Даже вспомнил недавно прочитанную статью об одноруком культуристе Виталии Павловском, который пошел на фронт добровольцем, а его “друзья”, здоровые парни, сбежали из страны, как бегут крысы с тонущего корабля. Подумал: “Россия тем и велика, что в ней живут такие великие люди, как этот Виталий!”»
Автор великолепно открывает нам изменения в характере Алексея после долгожданной свадьбы, он по-другому относится ко всему: к природе, к чувствам, к людям. Это та самая арка персонажа, без которой длинное повествование не добирает драматизма. С этим у Амирхан всё в порядке.
Мне понравилось, что в развитии сюжета Амирхан избегает клише. Врывающаяся в повествование реальность СВО, судьбы людей, которые она перепахала, не выглядят искусственными. И судьба Маши, учительницы русского языка, которую украинские нацисты чуть не запытали до смерти, и исход судьбы Алексея, который становится волонтёром и доставляет в зону СВО гуманитарную помощь, вызывают огромное сочувствие. Алексей до конца остаётся рефлексирующим персонажем, тонким, умным, очень к месту он вспоминает строки Фёдора Сологуба, – это сразу выдаёт в нём натуру утончённую, и даже часть его жизни в золотой молодёжи с её надменностью и вседозволенностью не зачеркнули в нём его подлинную суть.
«Алексей любил короткие стихи Фёдора Сологуба по этому поводу: “Прекрасные, чужие, От них в душе туман; Но ты, моя Россия, Прекраснее всех стран”. Проезжая мимо какой-то деревни, он улыбнулся солнцу, яркими лучами слепящему глаза. Глядя на дома, блестящие лазурью под сказочно белым снегом, он ещё раз убедился, что ему не нужно иного счастья, чем то, что он себе выбрал».
Великолепно Амирхан решает ситуацию, когда по ходу действия выясняется, что родной отец Алексея – другой человек, не тот, кто давил на него всю жизнь, кто выгнал своего отца, кто в молодости был, по сути, бандитом, а добрый и чуткий папа его друга. Да, такой поворот, друзья оказались братьями. И здесь очень глубоко проведена мысль, что Алексей не может этому радоваться, им владеет тоска. Ведь тот, кого он считал родным отцом, делал для него много хорошего, их многое связывало, что нельзя предать и быстро похоронить. Из деликатной ситуации автор выходит деликатным образом. Преодоление душевной смуты – посвящение себя другим. Именно здесь корни донбасского волонтёрства Алексея.
Автор создаёт великолепную галерею персонажей. Все они разные, узнаваемые, очень удачен и многомерен образ матери Алексея, жены богатого человека, со всеми особенностями этой социальной группы, но при этом не потерявшей душевность и милосердие. Образ Нины – главный женский образ, образ любимой Алексея, а потом жены – выстроен в пастельных тонах, её эмоции сильны, но не истеричны, в каждом её жесте врождённый такт и мудрость. Одним словом, повесть удалась. И каждый её герой трогает сердце, заставляет задуматься о многом, в том числе о том, что счастье – это не всегда то, чего мы хотим больше всего, а то, что больше всего нужно от нас людям.
Максим Замшев