интервью с Альфредом Бодровым
Альфред, читатели часто отмечают такую особенность, как «эффект присутствия» в ваших рассказах. Какие приемы вы используете для получения такого эффекта?
Эффектом присутствия я называю такую историю, когда читатель ощущает себя свидетелем описываемых событий, их участником и даже их причиной. Специально я такую ситуацию не создаю, да ее и не создашь искусственно. Она возникает сама собой, помимо моей воли и сознания. Когда мне написали отзыв, в котором описали ощущения, будто сами присутствуют при этом, я искренне удивился. Вообще, это совсем нетрудно: пишешь так, как рассказываешь, будучи участником события, не со стороны наблюдаешь, а с тобой самим это происходит. Иллюстрацией такого приема может служить небольшой рассказ «Хороший человек». Это рассказ из моего личного опыта работы главным редактором частной газеты в Сергиево-Посадском районе Московской области.
Расскажите, как вы создаете образы, сюжетные линии, откуда берутся те или иные идеи?
Никак не создаю, они во мне накопились во множестве по мере взросления, становления как личности и обретения жизненного опыта. Этому помогают три философских принципа: наблюдение, любопытство и сомнение. Я имею в виду наблюдение за людьми и их отношениями, любопытство к происходящему вокруг меня и сомнение в том, что вижу и слышу, ничего не принимая за чистую монету.
Есть ли у вас какая-то определенная тема, которая проходит красной нитью через все ваше творчество?
В качестве основной темы в собственном литературном творчестве я принял анализ общественно-политической атмосферы в обществе 1930-1940-х годов и начала 1950-х годов. Разумеется, я не вправе себя этим ограничивать. Для меня чрезвычайно важными представляются такие общечеловеческие проблемы, как поиск смысла жизни, проблемы добра и зла, а также любви и ненависти. Я считаю, каждый писатель должен держать пульс на трех основных проблемах в наши дни: любовь к родным местам, сохранение общенациональных и семейных традиций, смысл жизни.
Как вы относитесь к критике?
В целом положительно. Конечно, всякая критика неприятна, оставляет тяжелый осадок на душе, даже если она справедлива и объективна. К критике я отношусь философски. Что под этим я понимаю? Есть критика и критиканство. Обычно под критикой понимается негативная оценка. Я же под критикой понимаю в первую очередь анализ. Если я берусь за литературную критику, то делаю акцент на положительных сторонах сочинения, на его сильных моментах, заставляющих читателя сопереживать и не оставляющих его равнодушным.
В заключение попрошу вас сказать несколько слов молодым авторам и вашим читателям.
Никогда не начинайте сочинительство с больших и крупных форм. Берите пример со Льва Толстого, который вошел в русскую литературу с «Севастопольскими рассказами», а Лермонтов начинал с короткого, но хлесткого стихотворения «На смерть поэта». Будьте к себе требовательны и не хвалитесь первым вариантом, только после третьего варианта можете его показать профессионалам. Не стремитесь к вычурности, она вас непременно подведет. Читателям я бы посоветовал находить в первую очередь положительные, сильные стороны сочинения, даже если оно вам не понравилось.
Спасибо за внимание и обильных Божьих благословений.
С уважением, Альфред Николаевич Бодров.