Живые души

(отзыв на книгу Людмилы Лазебной «Перо архангела»)

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Ф. М. Тютчев

Эта книга – сборник, но особым образом составленный. В его основу легли четыре исторические повести, отдельные произведения, но объединённые эпохой и героями не только между собой, но и с последующими рассказами. А ещё их соединяет чёткая позиция автора. Несмотря на разножанровость (помимо повестей и рассказов, здесь и сказки, и стихи), книга вышла цельной, динамичной и единой по общему смыслу, по духу.

Обращение к истории в художественной литературе – вещь вообще непростая. Традиционно должны соблюдаться два условия: некая отдалённость во времени (желательно, чтобы фон был пособытийнее), то есть безусловно достоверное, и условно достоверное, то есть жизнь и судьба персонажей вымышленных, но таких, чьё присутствие в эпохе сомнению не подвергается. Таких, как Айвенго у Скотта или герои Дюма, когда условный Арамис столь же реален, как и Ришелье.

Совершенно реальными воспринимаются и герои Людмилы Лазебной – семьи врача-дантиста Гринберга и заводчика Штерна, коммунист-моряк Лазовский и отставной солдат-инвалид Янек…

Их судьбы созвучны времени, историческим событиям, но те акценты, что через героев расставляет автор, – они вне времени. Это Семья, Судьба, Душа…

«Шимон Моисеевич старался как мог поддерживать своих дочерей, убеждая их, что достаток и имущество – дело наживное. Главное, что они живы, у всех троих есть знания и прекрасные профессии.

Надо стараться сохранить свой внутренний мир и покой».

Его мыслям вторит дочь Анна:

«Время сейчас такое: если человек хоть раз позволит гневу и мести взять верх над своим разумом – пропал человек!»

И чуть позже она же:

«Проверяя нас на прочность, Бог посылает испытания, которые нам по плечу».

В третьей повести речь уже подробнее идёт о Софье, дочери Штерна и подруге Анны.

«Каждую ночь Соня теперь молилась не только о здоровье отца и сестры, а ещё и о том, чтобы Бог сберёг их семью в такие неспокойные времена».

Меняются главные герои, идут годы, но остаются неизменны главные ценности.

И каким резонансом здесь «звучит» мир внешний: «За последние два года поменялись всевозможные правила и законы, а недовольство жизнью, как чёрная плесень, продолжало разрастаться в народе».

У каждого здесь своя судьба, жизнь будто между молотом и наковальней. Но герои каждой из повестей, православные и иудеи, протестанты и католики, все живут ПО ДУШЕ. И особый смысл вкладывается в слово «добродушный». Не ставшим привычным синонимом слов «безобидный» или даже «слабый», а творящий добро душой!

И итогом, заветом звучит фраза-призыв:

«В жизни было много всего, но в памяти следует сохранять только лучшее. Своей жизнью живи! Запомни мои слова!»

Юрий Иванов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *