Родилась в 1976 году в п. Кировский Чимкентской области Казахской ССР. По образованию – юрист, по профессии – преподаватель в вузе. Учёная степень – кандидат юридических наук. Свои первые шаги на литературном поприще начала делать с 2021 года. Регулярно публикуется в социальных сетях и на литературном портале Stihi.ru.
Всё не то, чем кажется
Выжженная солнцем степь – Большая Сушь. Так люди называли эту землю. Никто не ходил в эти края, все – от кочевников до торговых караванов – обходили эти степи стороной. Обходили горами, расположенными в тысячах вёрст на востоке.
Все знали – а кто не знал, их тотчас же просвещали, – что здесь живёт Бахсы[1] – повелитель времени и стихии. Никому нельзя было ступить на эти земли, не поплатившись жизнью. Никто не знал, как он выглядит и сколько ему лет. Каждый по-своему описывал его: ужасный, страшный, как дьявол; демон с телом буйвола и с головой льва; огромный великан, подпирающий небо; злобный карлик с длиннющей бородой. И каждый клялся всем, чем мог, что его прапрадед видел этого Бахсы и описывал именно так.
***
Стоял жаркий день. Солнце палило нещадно. Старая, полусгнившая, покосившаяся юрта, покрытая рваной кошмой, сиротливо стояла в степи. На пороге, под тенью от входного полога сидел сморщенный, высушенный временем, с глазами, затянувшимися бельмом, в рваных клочьях одежды дряхлый старик. Он сидел прямо на земле, опираясь на кривой посох. На много вёрст вокруг не было больше ни одной живой души, ни одной живой твари.
Неожиданно небо затянулось мглой, мгновенно наступил кромешный мрак. Старик вздрогнул, поёжился, протянул руку, ощупывая землю вокруг себя, нащупал свою курительную трубку, засунул её в рот, пару раз затянулся, пока не появилась тонкая струйка дыма и не начала обволакивать старика густым туманом.
– Приветствую, Повелитель! – послышался голос в тумане.
– Умер Тысячелетний Дракон, – раздался скрипучий голос старика. – Солнце погасло. Отныне некому охранять Дверь. Теперь каждый с обеих Сторон ринется открыть её. Этого нельзя допустить.
– Что прикажет Повелитель?
– Ты должен будешь стоять на страже у Двери, пока не появится новый Тысячелетний Дракон. И запомни: всё не то, чем кажется. И даже ты не тот, кем кажешься.
***
Великий Хан восседал на своём троне из золота, который стоял на железном постаменте, сделанном из тысячи сабель и мечей побеждённых врагов. Не было никого в Подлунном мире, кто не покорился Хану, кто бы не трясся от страха только лишь от одного его имени. От Восточных гор до Великого Западного океана, от Холодных льдов на севере до Огненных земель на юге всё принадлежит ему. Но нет счастья на душе у Хана, нет радости. Большая Сушь – вот его единственное поражение. Не смог Хан покорить её и её хозяина. Всё ханское войско в том походе полегло, сам еле в живых остался. Проклятый старик Бахсы колдовством и чарами сумел победить грозную армию.
Старая кормилица-ведунья перед смертью поведала Хану, что только Железный меч из мира на другой стороне Двери сможет убить старика Бахсы. Дверь та охраняется Тысячелетним Драконом, и никто не может пройти через неё. Только когда умрёт старый Дракон и до того, как придёт новый, чтобы встать на стражу Двери, можно открыть её и попасть на ту Сторону. С последним вздохом она произнесла:
– Дверь там, где ты меньше всего ожидаешь её найти. В день, когда умрёт Тысячелетний Дракон, погаснет солнце и мир погрузится во тьму. Тогда ты сможешь найти её. И запомни: всё не то, чем кажется. И даже ты не тот, кем кажешься.
***
Храбрый Батыр[2] гнал своего коня, чтобы поскорее добраться до Двери, пока не наступит эра нового Тысячелетнего Дракона. Только тусклый свет факела освещал путь. Сегодня погасло солнце, не стало старого Дракона, но уже совсем скоро появится новый, а потому он должен быть там. Борьба за Дверь будет его самой большой битвой. Он долго шёл к этому дню. Это его предназначение. Ничто и никто не помешает ему совершить этот подвиг.
Он знает, где находится дверь, он – избранный.
Дверь – это проход между двумя мирами, которые называются Сторонами: между Миром людей – Этой Стороной и Миром духов – Той Стороной. Людям и духам запрещено проходить через эту дверь. Каждую тысячу лет назначался Дракон, охраняющий эту Дверь и не дающий никому с обеих Сторон нарушить границу между мирами.
Долго скакал Батыр, нельзя было сказать, сколько времени, поскольку не было солнца, и неизвестно, день сейчас или ночь. Конь под ним уже хрипел и шёл из последних сил. Ещё, ещё немного. Осталось чуть-чуть…
Конь споткнулся, сделал ещё пару махов и упал бездыханным. Батыр вскочил на ноги и побежал вперёд – ему надо успеть. У него совсем мало времени.
Вот уже в свете факела виднеются тёмные очертания прохода и чего-то большого, что шевелилось и издавало утробное рычание.
***
Огромный Дэв[3] обернулся, услышав приближающиеся шаги. Он увидел бегущего в его сторону человека в доспехах, с факелом в одной руке и саблей в другой. Завязалась битва. Дэв был чудовищно страшен и силён. Но и Храбрый Батыр был ловок. Уворачиваясь от ударов чудовища, Батыр наносил смертельные раны своей саблей. Жестокий бой шёл уже долгое время, были слышны звон оружия и рычание Дэва. Злобное существо хорошо видело в темноте, но и Храбрый Батыр был с малых лет обучен биться в потёмках.
– Не пройдёшь!
– Я убью тебя. Ты не сможешь мне помешать.
– Нельзя нарушать границы. Не позволю…
– Умри!
Истекая кровью, Дэв медленно повалился на бок. Он из последних сил пытался подняться на ноги, но остриё сабли Батыра пронзило его сердце.
– Зачем? – прохрипело чудовище. – Ты же герой, ты должен защищать свой мир.
– Всё не то, чем кажется. И даже я не тот, кем кажусь. Эта Сторона, этот мир, уже давно погубил сам себя. Люди погубили свой мир. Я же создам новый. Я открою проход, два мира объединятся, две Стороны станут одним целым, и я буду владыкой нового мира!
– Не бывать этому! – вдруг раздался старческий голос. – Вставай! Ты, Дэв, я говорил, тоже не тот, кем кажешься. Вставай, Тысячелетний Дракон! Пришло твоё время!
В тот же миг мрак начал отступать, тонкая полоска солнца начала появляться в небе, и там, где лежал умирающий Дэв, искря чешуёй, мотая головой с устрашающей мордой, размахивая мощными крылами, стоял громадный Дракон.
Зловещий рык. Поток огня из глотки обратил в пепел застывшего камнем Батыра. Второе пламя запечатало Дверь, чтобы никому не под силу было открыть её. Новый Тысячелетний Дракон заступил на свой пост.
***
Жестокий Хан, увидев, как погасло солнце и наступила темнота, вскочил со своего трона, но не успел ступить и шагу, как перед ним появился гордо вышагивающий Старик с белой бородой, в белых одеждах, в белой чалме, с посохом, от которого исходил яркий свет.
– Кто ты? Как ты сюда попал? Стража!
– Ты давно жаждал встречи со мной, о Великий Хан! Я тот, кого ты желаешь изгнать из степи. Я пришёл исполнить твою мечту. Пойдём со мной, я отдам тебе Большую Сушь.
Старик ударил посохом по земле, Хан, почувствовав головокружение, потерял сознание. Очнувшись, он увидел себя в рваных клочьях одежды, сидящим на пороге старой юрты, одиноко стоящей посреди бескрайней степи.
– Теперь ты Бахсы. Теперь ты хранитель Тысячелетнего Дракона. Ты вырастишь и воспитаешь следующего Дракона. Большая Сушь твоя. Здесь отныне твой дом. А мне пора. Я выполнил своё предназначение, и меня ждёт Та Сторона – мир духов. Ты же помнишь, Бахсы может убить Железный меч с той Стороны, поэтому хорошо делай свою работу. Дверь прямо за тобой. Твоя юрта не то, чем кажется.
С последними словами Старик медленно растаял в воздухе. С глухим стуком посох упал на землю к ногам нового повелителя времени и стихии.
[1] Бахсы (каз.) – шаман.
[2] Батыр – герой.
[3] Дэв – мифологическое существо, великан с огромной головой на плечах и глазами размером с глиняные горшки или тарелки. Иногда и с чертами животных.