Живёт в г. Сарапуле Удмуртской Республики.
Член Союза журналистов России. Член Союза писателей Удмуртии. Победитель республиканского литературного конкурса «Таланты Единой России».
Лауреат межрегионального конкурса «Книга года на родине П. И. Чайковского».
Работает печатником на сарапульском заводе «Элеконд» и в детско-юношеском центре руководит молодёжным театром живого слова «Акварель» и детской школой «Академия театра».
Победитель Всероссийского поэтического конкурса «Алгоритмы», посвящённого юбилею Марины Цветаевой, победитель в номинации «Драматургия» альманаха «Творчество и потенциал».
Образование высшее педагогическое, высшее издательское, среднее специальное режиссёрское.
Рыжая девочка из нашего города
(пьеса по книге Лидии Будогоской «Повесть о рыжей девочке»)
Автор. Дорогие друзья, мы живём в городе Сарапуле Удмуртской Республики. Сегодня мы покажем вам спектакль, события которого происходили в нашем городе 100 лет назад. В нашем Сарапуле выросла писательница Лидия Будогоская, которая в юности уехала в Санкт-Петербург, где и написала множество произведений для детей, в том числе свою автобиографическую «Повесть о рыжей девочке», которую мы инсценировали.
СЦЕНА 1. Никто не любит рыжих
Хор (гимназистки и реалисты). Очень глупо \ устроено на свете: \ назовут тебя \ как вздумается, \ и кончено – \ так и оставайся \ с этим именем \ на всю жизнь. \ Лучше бы \ никак не называли, \ пока не подрастёшь \ и сама \ не выберешь себе имени \ по календарю. \ Есть столько красивых имён \ на свете: \ Маргарита, \ Людмила, \ Елена. \ А вот придумали же – \ Евой назвали! \ «Ева Кюн». \
Ева. Ну да с именем ещё можно примириться. Ведь прелестную девочку из «Хижины дяди Тома» тоже звали Евой. Но вот с тем, что волосы рыжие, примириться никак нельзя.
Дама 1. Рыженькая! И не в папу, и не в маму. Удивительно!
Дама 2. Кто-нибудь да был рыженький в роду. Может быть, бабушка? Может быть, дедушка?
Отец. Нет! Ни одного рыжего, как мне помнится. Так просто, злая шутка природы.
Ева. Папа очень хотел мальчика, а родилась я.
Отец. Вот, вместо сына девчонка растёт в моём доме. Да ещё рыжая девчонка!
Ева (удручённо). И никто не любит рыжих.
СЦЕНА 2. Барбаросса
Звонок. Гимназистки садятся на стулья.
Ева. В классе тоже дразнят. Больше всего дразнят Смагина и Козлова. Первые красавицы в классе.
Выходят Смагина, Козлова.
Смагина подходит к разговаривающим девочкам.
Смагина. О чём это вы здесь? Что вы мне не расскажете? Что я, рыжая? (показывает на Еву)
Девочки жестами зовут её к себе.
Козлова тоже молча присоединяется к ним.
Хор. Однажды \ на уроке истории \ учительница рассказала \ про рыжебородого \ Фридриха \ Барбароссу.
Ева (в зал). Смагина с Козловой постоянно оглядывались.
Козлова (встаёт). Девочки! Знаете что? Предком Евы Кюн был Фридрих Барбаросса. Ева тоже важная, тоже рыжая. Будем звать Еву «Барбароссой»!
Ева. А твой предок был козёл! И фамилия у тебя Козлова, и ноги у тебя козлиные.
Все смеются, одобряя Еву. Звонок, все убегают.
СЦЕНА 3. Драчливое знакомство
Ева (в классе, сочиняет стихи). Четвёртый класс большой, в нём много учениц – и толстых, как кадушек, и тонких, точно спиц… (Улыбается.) А про Смагину и Козлову я так придумаю, что они от злости лопнут! (Выходит из класса, идёт по дорожке.) Ах, как хорошо в нашем Пушкинском саду!
Выходят мальчики – один поменьше, другой побольше.
Маленький (бежит к Еве). Рыжий, красный, чёрт опасный! (Толкает её.) Рыжая! Рыжая! (Прячется за большого.)
Ева. Ай! (Бьёт большого книжками по лицу и – бегом.)
Маленький мальчик (вслед). Рыжая ведьма!
СЦЕНА 4. Монпансье. Бабушка и конфеты
Ева. Бабушка! Почему я рыжая? Все смеются надо мной!
Бабушка. Плюнь, дураки смеются. Вот в Париже женщины вылезают на крыши и нарочно сидят на солнце с распущенными волосами.
Ева. Зачем это?
Бабушка. Чтобы порыжеть. Это считается красивым. А ну, загляни-ка в ящичек!
Ева (с улыбкой). Бабушка никогда зря не скажет заглянуть в ящичек! (Заглядывает.) «Монпансье»! Леденцы! Как в магазине. Приказчик из такой банки отсыпает покупателям в бумажные кульки фунт или полфунта. А тут – запускай обе руки в банку и ешь вволю.
Отец (внезапно появляется). Так, у Евы будет отдельная комната. От вашего курения Ева получит малокровие. Собирай свои манатки, Ева, и вытряхивайся!
Разворачивается и уходит. Ева плетётся за ним.
Бабушка (грозно, вслед отцу грозит палкой). Змей проклятый! Издеваться над старухой! Съем свои деньги, никому не оставлю ни шиша.
Отец. Я вас упрячу в сумасшедший дом!
Ева (зрителям). Пусть съест! Денег не жалко. Бабушку жалко.
Все расходятся.
СЦЕНА 5. Талька Бой
Звонок. Выбегают девочки.
Учительница выходит с колокольчиком и журналом.
Заходит Ева, в отчаянии громко шепчет: «Опоздала!»
Учительница. Не в первый раз опоздание! Марш в класс!
Ева пробегает в класс.
Учительница. К доске пойдёт… Наталья Бой. Начертить доказательство теоремы Пифагора.
Талька Бой стоит у доски и показывает, что не знает
урока. Девочки шушукаются, прося Еву помочь Тальке.
Ева списывает доказательство с книги на бумажку.
Ева. Разрешите выйти! (Учительница кивает головой: «Выйди!»)
Ева проходит и отдаёт записку Тальке, Талька быстро
чертит. Ева корчит рожицу за спиной Учительницы.
Девочки показывают движениями: «Обернись!».
Ева оглядывается. Отбегает.
Ева. Начальница! (Испуганно садится на место.)
Талька. Я готова. (Показывает чертёж на доске.)
Учительница (пару секунд смотрит на доску). Четыре. Садись.
Входит Начальница.
Начальница. Фальшь! Единица! Четыре вычеркнуть, поставить единицу! А ты, Кюн, пока не исправишься – ни в кинематограф, ни на каток, ни на вечеринки – никуда! Твоя репутация испорчена! (уходит)
Ева. Что за странное слово – репутация?
Козлова и Смагина (подхватывают Тальку). Как ужасно! Уж если рыжая ввяжется… Вот уж медвежья услуга.
Талька (вырывается от них и хлопает Еву по плечу). Друг! Не горюй!
Все разбегаются, кроме Тальки. Ева остаётся на месте,
с грустью улыбается, а потом с улыбкой читает
только что сочинённые стихи.
Ева. Кто плюнет безмятежно на двойки и колы? Шпаргалки шлёт прилежно? Бой Талька – это ты!
Приветственно хлопают ладошкой
об ладошку друг друга. Талька убегает.
СЦЕНА 6. Встреча у калитки
Ева. Через Пушкинский сад больше ходить не буду, вдруг опять мальчишки! Пойду в обход, по Дачной улице. (Идёт в обход, ведёт палочкой (рукой) по забору. Вдруг из калитки выходит мальчик, которого она ударила).
Ева (отскакивает, зрителям). Ой! Подумать только – три версты сделала, чтобы с ним не встретиться, а вот…
Проходит дальше. Мальчик стоит у калитки,
смотрит ей вслед.
Ева (снова зрителям). Верно, он здесь живёт. Как же мне теперь быть? Через Пушкинский сад ходить нельзя, по Дачной нельзя, а других дорог нету.
СЦЕНА 7. Разговор с Ниной про Колю
Нина. Ева, Ева, что я знаю!
Ева. Что, Нина? Интересное?
Нина. Очень интересное. Ты же знаешь, что я дружу с сыном кондитера Вольфа? Так вот, мой Вольф меня спрашивает: «Ваша подруга рыжая?» – «Да», – говорю. «Так вот, – говорит Вольф, – она в Пушкинском саду побила Кольку Горчанинова. Он вместе со мной учится. Мы спрашивали, – говорит Вольф, – почему он сдачи не дал? А Колька сказал: “Девочек не бьют”». Знаешь ли ты, Ева, кто такой Колька? Сын начальницы гимназии!
Ева (вскрикивает). Сын нашей начальницы?
Нина. Да, единственный сын. Как на улицу выходить, она ему всегда сама шарф поправляет, а ты раз – и пощёчину.
Ева хохочет.
СЦЕНА 8. Гадание
Ева. Бабушка, погадай мне!
Бабушка (раскладывает карты). Ева, смотри, ты – бубновая дама, а в головах у тебя восьмёрка червей – это значит, что тебя ждёт радость.
Ева. Как хорошо! Наверно, пятёрка по русской письменной. А где туз пик?
Бабушка. Туз пик не выпал.
Ева. Слава Богу! Туз пик – это значит удар в сердце. Это я запомнила. Если туз пик выпадет, то непременно будет единица.
Бабушка. Эге, что я вижу!
Ева. Что ты видишь?
Бабушка. Король треф рядом с тобой. С интересом к тебе и сердечно.
Ева. Кто же это может быть – король треф?
Бабушка. Молодой человек, темноволосый.
Ева. Нет такого. Одного знаю темноволосого, но чтобы с интересом ко мне и сердечно… Про это не знаю…
Бабушка. Ты можешь не знать, он не говорит. Он таит в душе, а карты открывают.
Ева. Ну, тогда, значит, он и есть король треф. Только разве можно влюбиться в рыжую?
Бабушка. Можно. Можно полюбить всем сердцем.
СЦЕНА 9. Дежавю. Опять встреча у калитки
Ева. А вдруг и правда Коля Горчанинов – мой король треф? Пойду ещё раз пробегу по Дачной улице, вдруг опять выйдет?
Идёт опять по Дачной, снова ведёт палочкой (рукой)
по забору. И опять из калитки выходит
тот самый мальчик.
Ева (отскакивает, зрителям). Ах, это он нарочно меня встречает!.. (Улыбается смущённо и взволнованно.)
СЦЕНА 10. Мечты
Ева. Ах, как было бы хорошо, если бы он и правда меня полюбил! Может быть, он будет всем говорить, что я красивая… Или он спасёт меня от смерти. Я окажусь в горящем доме, слабой и беспомощной. И тут появится Коля, сильный и смелый. Он возьмёт меня на руки и вынесет из дома. Ах, как было бы прекрасно.
Хор. Ева мечтает, \ как Коля \ её спасёт… \ Она тонет в Каме. \ Просит о помощи, \ и никто \ не может помочь. \ И тут \ приходит Коля, \ бросается без страха в воду \ и спасает Еву. \
Автор. А самой любимой Евиной мечтой была мысль о том, что Коля с Евой окажутся в большой пещере, подобно Тому Сойеру с Бекки Тэчер, и Коля спасёт её.
СЦЕНА 11. Бабушка уезжает
На сцене стоит Настя, выходит Ева и видит,
что Настя вытирает слёзы.
Ева. Ты что?
Настя. Беги, беги к бабушке.
Бабушка. Ева, я уезжаю.
Ева. Куда же ты хочешь уехать?
Бабушка. В Петербург.
Ева. А мне можно с тобой?
Бабушка. Спроси у варвара, ему никто не нужен, может, и отпустит.
Ева идёт к отцу.
Отец. Что тебе?
Ева. Позволь мне с бабушкой уехать!
Отец. Что? С бабушкой? Ах ты дрянь! (топает ногой) Родного отца готова бросить из-за сладких подачек сумасшедшей старухи! Неблагодарная! Не хочешь жить с отцом, так я тебя упеку, запру в интернат! Вон отсюда!
Ева уходит к бабушке.
Ева. Не позволил!
Бабушка. Змей!!! (Грозит палкой.) Я буду тебе писать! И посылать понемножку денег. А ты опускай их в свою копилку, копи на чёрный день.
Ева. Ладно!
Настя. Ну всё, пора трогать…
Бабушка (идёт за Настей, но возвращается). Едем, Ева! Едем со мной!
Ева (растерянно). Да как же… Вещи нужно собрать…
Бабушка. Не нужно вещей! Как ты есть в одном платье, так и едем! Всё у тебя будет, не беспокойся.
Ева (горестно). Ах, что я?! Нельзя мне! А папа? Папа не позволил мне! Нельзя!
Бабушка. Как хочешь… (Уходит.)
СЦЕНА 12. Отец воспитывает
Ева. К чему столько комнат, если в доме остались жить только двое? Я и папа. Никто не сидит в креслах, никто не подходит к роялю. Бывало, мама играла на рояле и после обеда, и вечером.
Приходит отец.
Отец. Ты совсем теперь на приличную девочку не похожа. Испортилась. Ну, скажи мне, какие у тебя отметки? По русскому сколько?
Ева. По русскому пять. По географии пять. По истории пять.
Отец. А по математике?
Ева. А по математике три.
Отец. Почему же это?
Ева. Математику я не люблю, математика мне не даётся.
Отец. Хм, тебя не спрашивают, что ты любишь, нужно учиться тому, что преподают в гимназии, и быть прилежной. Ни одной тройки не должно быть.
Ева. За тройку не бранят, тройка отметка ничего себе. Бывает, единицу приносят домой.
Отец. Единицу! Попробуй только принеси единицу!
Ева. Ни за что не попробую.
Отец. Тебя воспитывали мать и бабушка, а я не вмешивался. Бабы и распустили вожжи. Теперь я сам за тебя примусь. Подтянись! Я в поте лица добываю тебе хлеб, даю образование и требую: учись прилежно. Ни одной тройки. Пятёрки, изредка четвёрки. Ты способная, рыжая бестия. Я вправе требовать этого. Бросай лень. Если не бросишь, пеняй на себя! Я из тебя вышибу лень! Так и запомни! (Уходит.)
СЦЕНА 13. Записка в окно. Экзамены. Везёт
Ева. Я самая несчастная из всех. Никто меня не любит. Ах! Меня любит Коля! Нужно написать ему записку!
Пишет записку, затем читает: «Коля, я вас люблю».
Сворачивает записочку, зажимает в кулак.
Идёт к дому Коли, смотрит по сторонам, размахивается
и кидает записку в окно. Отскакивает.
Ева. Ой, записка упала Коле на стол! Кажется, он тоже к экзаменам готовится, бедненький. (Уходит домой, садится за стол и усердно учится.)
Хор (гимназистки выходят с завитыми волосами). Всю зиму \ Ева \ усердно занималась – \ гналась за пятёрками. \ Но вот теперь, \ весной, \ заниматься – \ ну прямо-таки \ невыносимо. \ А тут \ как раз экзамены \ на носу!
Ева. Экзамены чуть ли не каждый день. Ни к одному экзамену я не успевала всё повторить. Но везло! Так везло, что дух захватывало.
Хор. Рука, \ как заколдованная, \ тянула один за другим \ только знакомые \ билеты. \ Но теперь \ всё \ позади! \ А впереди – \ бал! Выпускницы-семиклассницы \ устраивают его \ в честь окончания \ учебного года! \ Пригласят мальчиков \ из реального \ и городского училищ. \
Ева. И я буду танцевать с Колей. А все скажут: «Надо же, наша-то рыжая с сыном начальницы танцует!»
СЦЕНА 14. Бал
Зашевелились, забегали девочки – красивые, завитые,
с бантами, все улыбаются, украшают гимназию
гирляндами из флажков, кричат вразнобой:
«Ура! Бал! Ура!»
Появляются мальчики. Весело болтают с девочками,
бросают конфетти, некоторые начинают танцевать.
Нина (подбегает к Еве, весело). Ева, смотри, какой у Козловой бант на голове огромный. Больше её самой! А Надя с веером в руках.
Ева (грустно). А Коли нет. Наверное, дома одевается и придёт самый последний.
Нину приглашают на танец.
Все танцуют, одна Ева не танцует.
Одна из девочек (кричит). Кто будет дирижёром танцев?
Другая. Пусть Котельников будет!
Остальные. Да! Да! Вася Котельников!
Котельников (выходит вперёд). Я согласен! Объявляю вальс!
Звучит вальс. Все танцуют.
К Еве подходит дирижёр Котельников.
Котельников. Вы танцуете?
Ева. Да.
Котельников. Позвольте вас пригласить?
Ева. Да, конечно! (Танцуют.)
Котельников. Танцуем «большой круг»! (Все образуют общий круг и танцуют, взявшись за руки.)
Ева. А теперь – корзинка! (Сплетают руки за спиной друг у друга.) Как весело!
Кружатся в вальсе по всему залу.
Ева (останавливается). Я не могу больше. Я очень устала.
Котельников. Ещё полкруга!
Ева. Нет-нет! (Вырвалась и убежала в толпу, затем вышла вперёд с другой стороны.)
Ева (оглядывается на фоне танцующих). Боже мой! Его всё нет! Может, он болен и не сможет прийти. (Снова убегает.)
Вся толпа, танцуя, уходит со сцены.
Появляется Автор.
Автор. Ева пробежала по коридору и остановилась как вкопанная. Перед ней боком стоит Коля и не видит её. (Коля выходит, встаёт боком к зрителям) Рядом с ним стоит Надя Смагина. (С другой стороны выходит Надя, встаёт напротив Коли.) Что же делать?
Сзади появляется Ева, растерянно смотрит на них.
Коля оглядывается, видит Еву, но поспешно
отворачивается.
Коля (Наде). Пойдёмте отсюда! (Они уходят.)
Ева (выбегает вперёд). Ах! Что же я наделала своей запиской! Он меня теперь презирает!!! (Убегает.)
Музыка, музыка…
СЦЕНА 15. Другая комната
Автор. Всё лето Ева провела в селе Дебесы около Сарапула, у родителей лучшей подруги Нины Куликовой.
Ева (выбегает). Настя! Настя! Я приехала! Ты где? Я по тебе соскучилась!
Настя. Родненькая! С приездом! (Обнимаются.) Как тебе у Ниночки гостилось?
Ева. Очень хорошо! Ну ладно, пойду в свою комнату! (Бежит в комнату.)
Настя. Ева, Ева, там больше не твоя комната!
Ева (разворачивается). Как?
Настя. Папа твои вещи вынес. Тут будет жить его новая жена. Ты будешь теперь жить в маленькой комнате за столовой. Пойдём, я провожу тебя. (Провожает и уходит.)
Ева (одна). Где бы мне присесть? Негде присесть… Что же делать? А может, мне уехать к бабушке? Но папа ни за что не пустит меня к ней! (Задумывается.)
СЦЕНА 16. Отец женится
Отец. Ева, в скором времени в нашем доме появится хозяйка! Я женюсь! Что ты на это скажешь?
Ева смотрит в пол и молчит.
Отец. Ты недовольна? Что ты молчишь?
Ева. Женись.
Отец. Ты знаешь учительницу Евгению Феликсовну?
Ева. Знаю. Девочки её не любят. Она злая.
Отец. И совсем не злая, а очень хорошая. Свадьба завтра. Приготовь платье, будешь встречать гостей. (Уходит.)
Ева стоит как громом поражённая.
СЦЕНА 17. Письмо от Коли
Нина. Ева, Ева! Тебе письмо! Читай скорее!
Ева (читает). «Ева! Я очень глупо себя вёл после того, как Вы кинули мне записку в окно. Теперь как вспомню, что там было написано – было прекрасное для меня. Я очень хочу с Вами видеться. Будет вечер в реальном училище, я вам пришлю пригласительный билет. Котельников говорит, что Вы обещали с ним танцевать все танцы. Напишите, Ева, правда это или нет. Ответ передайте с Ниной. Коля Г.».
Нина. Какое чудесное письмо, пиши скорее ответ!
Ева. Нет, ответ писать не буду.
Нина. Он ведь ждёт!
Ева. Пусть ждёт, так надо.
Нина. У тебя нет сердца! (Уходит.)
Ева. Положу письмо в коробочку. Каждый вечер буду перечитывать!
СЦЕНА 18. Евина записка
Класс. Звонок.
Девочки за партами, учительница перед ними.
Начальница (гневно врываясь в класс). Ева Кюн!!! Отвечайте немедленно – это ваша записка?
Девочки замерли. Ева смотрит в пол и молчит.
Начальница. Так и есть! Как вы посмели? Больше… Больше он не будет с вами общаться!
Уходит, резко развернувшись. Учительница – за ней.
Звонок. Девочки разбегаются.
СЦЕНА 19. Ссора с отцом
Ева (идёт домой, грустно). Убежать бы куда-нибудь далеко. По Каме на лодочке… (Останавливается.). Буду скучать по Пушкинскому саду. И по своему дому на Большой Покровской. И по гимназии.
Отец (навстречу, вместе с учительницей). Ты! Ты! Испорченная девчонка! Ты по Дачной улице гоняешься с мальчишками! У тебя дурные шалости в голове! Ты сопливому мальчишке закинула любовную записку в окно! Бесстыжая рыжая уродина! (Трясёт кулаком.)
Ева (кричит). Вы хуже чертей! Я убегу от вас и никогда больше не вернусь!
Отец. Я тебя запру в четырёх стенах. Марш в комнату!
Ева убегает домой. Отец с невестой уходят.
СЦЕНА 20. Разговор с Колей
Появляется Коля, пытается заглянуть в окно к Еве.
Ева выходит, одетая в пальто, с платком,
скрывающим рыжие волосы.
Ева (Коле). Ваша мама мне сказала, что вы со мной больше не знакомы!
Коля (хмурится). Пойдёмте в Пушкинский сад. Здесь на улице могут заметить.
Ева. Пойдёмте. (Идут.)
Коля. Послезавтра вечер в реальном, вы придёте?
Ева. Нет.
Коля. Ну почему же? Моей мамы не будет. Мы могли бы немного потанцевать.
Ева. Вы никогда не хотели танцевать со мной. А мне так хотелось! А теперь…
Коля (хмурится). Что теперь?
Ева (горестно). Нет, нет, нет…
Коля. Но почему же?
Ева. Скажите… а вы никому обо мне не рассказывали? Мальчики любят хвастаться про девочек.
Коля. Нет, никому. Честное слово, никому.
Ева. Тогда вам можно доверять. Я вам расскажу. Никому не скажу, а вам скажу. (Замолкает.)
Коля. Что же вы молчите?
Ева (оглядывается). Я убегу. К бабушке. В Санкт-Петербург.
Коля. Ева, не делайте так!
Ева. Вы ничего не понимаете! С папой жить невозможно, невозможно…
Коля. Ева… Тогда напишите мне письмо! На адрес Нины Куликовой, она мне передаст.
Ева. Хорошо. Мне пора. (Уходит.)
Коля. Подождите! Ещё два слова! (Ева оборачивается.) Ева, вы военных любите?
Ева. Нет.
Коля. А докторов?
Ева. Люблю.
Коля. Я тоже поеду в Петербург, я поступлю в Военно-медицинскую академию. Не забудьте же: напишите мне письмо, а в нём – адрес!
Ева. Хорошо. Прощайте! (Убегает.)
СЦЕНА 21. Финальная
Коля уходит. Появляется хор.
Хор-1. Юная жительница Сарапула, \ дочь жандармского подполковника \ Лидия Будогоская, \ уехала в Петербург \ и вскоре начала писать \ детские книги. \ «Повесть о рыжей девочке» \ – её автобиографическое произведение. \
Хор-2. Через год после того, \ как она сбежала из Сарапула по реке Каме, \ было принято решение провести через Сарапул \ новую \ большую \ железную дорогу, \ соединяющую \ европейскую \ и азиатскую \ части России. \
Хор-1. Теперь у нас все \ ездят \ на поезде. \ А прекрасная река Кама \ является главным украшением \ нашего края. \
Хор-2 (воодушевлённо). И мы ждём к себе гостей \ со всей страны \ отдыхать \ на Каме!
2016 год
Авторы пьесы: Светлана Щёголева, а также: Дарья Абалтусова, Валерия Воробьёва, Мария Кондратьева, Элина Диулина, Анна Дерендяева, Лиза Глухова, Сергей Илиадис, Артём Борисовский, Алиса Жижина, Ульяна Пономарёва – юные актёры театра живого слова «Акварель», МБУ ДО «ДЮЦ» города Сарапула Удмуртской Республики, под руководством Светланы Щёголевой.