Член Российского союза писателей. Автор книг: «39 лет в почтовых ящиках», «Америка моими глазами», «Об Украине с открытым сердцем», «Калейдоскоп чувств и событий в жизни Аси и её подруг», «Преподаватели и студенты класса английского как второго языка», «От миллениума до пандемии», публицистических и путевых заметок, репортажей, иронической прозы и рассказов.
Публиковалась в разных альманахах и литературных журналах. Победитель и лауреат конкурсов Московской городской организации Союза писателей России, Интернационального Союза писателей и издательства «Четыре».
Награждена золотым дипломом и медалью Московской литературной премии от Интернационального Союза писателей; именной статуэткой «Золотая звезда» и орденом им. С. А. Есенина от Московской городской организации Союза писателей России; Пушкинской медалью и медалями Чехова, Бунина, Некрасова, Горького, «Святая Русь», звездой «Наследие – 2022» от Российского союза писателей; орденом I степени в номинации «Публицистика» и знаком «Золотое перо русской литературы» от издательства «Четыре»; литературной премией «Русское слово», дипломом номинанта литературной премии Мира от ИД Максима Бурдина.
Сады Бутчартов
Утро 10 июня 2023 года в канадском Ванкувере выдалось серым. Мы с дочерью опасались, что того и гляди начнётся дождь, который мог изрядно испортить нам предстоящую экскурсию в фантастические по своей красоте сады на острове Ванкувер. Ехать туда нам предстояло на пассажирском пароме Британской Колумбии, курсирующем между материком и островом.
Мы взяли «Убер» и прибыли в паромный терминал Цаввассен, который находится в 38 километрах к югу от города Ванкувер. Плыть нам предстояло на пароме «Королева Нью-Вестминстера», который оказался большим судном, начавшим регулярные рейсы в 1964 году, о чём мы узнали из текста на табло, закреплённом на внутренней стене парома. Табло содержало также поздравление от мэра, Совета и жителей Нью-Вестминстера, этого «Королевского города», по случаю первого рейса парома.
Мы с дочерью заняли места внутри салона, расположенные вдоль боковой палубы, и были весьма довольны своим местоположением. У нас были удобные, широкие, мягкие кресла, в то время как в других частях салона, особенно возле буфета, сиденья были жёсткими и слишком узкими. Пасмурная погода не позволяла нам любоваться берегами, мимо которых мы проплывали, но мы надеялись, что в этот день солнышко нас всё же порадует.
Паром пересёк пролив, отделяющий материк от острова Ванкувер, и примерно через час мы высадились в паромном терминале Шварц, а затем двумя рейсовыми автобусами с пересадкой добрались до цели нашего путешествия. Сады находятся в городе Брентвуд Бэй, в 22 километрах от города Виктория, столицы Британской Колумбии.
Когда мы вышли из автобуса, над нами уже ярко сияло солнце, и мы поблагодарили Небеса за дарованную нам возможность вдоволь насладиться предстоящей экскурсией.
Первое, что привлекло моё внимание, – это название: «Сады Бутчартов». Я никогда раньше не слышала этой фамилии и была готова познавать новое о людях, создавших эти всемирно известные сады.
Наша прогулка началась на площади Уотервил. Мы миновали кофейню и Центр для посетителей и направились по тропинке к прудику с улитками. Его берега и обе стороны тропинки украшают цветущие деревья и кустарники. Вокруг нас было море цветов, растущих на земле и подвешенных в корзинах. Прекрасный дизайн и обилие растительности поражали воображение. Ощущение роскоши окружающего пейзажа не покидало меня во время нашего путешествия ни на минуту. И это при том, что самым привлекательным периодом для посещения садов является вторая половина апреля – начало мая. В это время сады буквально полыхают от обилия ярких красок, поскольку в них только цветов 114 наименований!
Весной одновременно цветут более ста тысяч тюльпанов, а также рододендроны, азалии и сибирская желтофиоль. В этот летний месяц наш взор привлекли цветущие аквилегии, дельфиниумы, гималайский голубой мак, бегонии и турецкая гвоздика. Мы были также поражены разнообразием мира деревьев, произрастающих в садах. Это японский клён, мадрона, фасоль индийская, голубиное дерево (дерево-призрак), бук медный (бук европейский), цепное золотое дерево, магнолия, тополь ломбардский, вишня, секвойя плакучая, бугенвиллия и многие другие.
Со смотровой площадки нам открылся потрясающий вид. Нашему восхищённому взору предстала панорама с обилием зелени, прудов и ручейков. Спустившись по лестнице, мы оказались в Затонувшем саду. На стенде при входе в сад мы прочитали, что Дженни Бутчарт начала формировать этот великолепный ландшафт в 1904 году. По аналогии с грандиозными поместьями того периода она создала несколько садов, вызывающих разные эстетические эмоции. Заброшенный известняковый карьер был преобразован ею во впечатляющий Затонувший сад, ставший в начале XX века отражением движения за благоустройство и внушительным достижением в истории канадского садоводства. На протяжении последующих поколений семьи Бутчартов эта территория сохраняла бóльшую часть своего первоначального дизайна. В настоящее время потомки семьи продолжают поддерживать традицию сезонной смены непревзойдённых по красоте цветочных композиций.
Эта информация буквально потрясла меня. Надо же, люди не оставили после своего хозяйствования изрытую землю с котлованами и разломами, а соорудили здесь пруды и вырастили великолепные сады! Вот что значит ответственность перед природой и человечеством!
Следующий стенд продолжил знакомить нас с историей сада:
– Самая глубокая часть дна карьера была укреплена, облицована и заполнена водой из природного источника, в результате чего образовалось озеро, местами имеющее глубину 12,2 метра. Мистер Бутчарт заселил пруд форелью, которая поднималась на поверхность за кормом.
Продолжая идти по дорожке сада, мы приблизились к расположенному в глубоком известняковом кармане Карьерному озеру, над водной поверхностью которого возвышался Каменный холм.
В Затонувшем саду 151 цветочная клумба и впечатляющее разнообразие цветов. Здесь много однолетних растений, цветущих деревьев и кустарников. Повсюду мы видели гималайские голубые маки. Дженни Бутчарт была одной из первых в Северной Америке, кто начал их выращивать после того, как Эдинбургский ботанический сад поделился с ней семенами.
В дальнем конце Затонувшего сaда мы полюбовались великолепным зрелищем фонтана, бьющего в середине пруда на фоне деревьев невиданной красоты. Его струи буквально танцевали, то поднимаясь на высоту 21 метр, то опадая, то увеличиваясь в числе, то уменьшаясь. Это был фонтан Росса, установленный к 60-летию сада в 1964 году Яном Россом, внуком Бутчартов. Ночная подсветка создаёт сюрреалистическую картину.
Следующий стенд информировал нас о том, что за фонтаном Росс находится Тод-Инлет и территория Ванкуверской портлендской цементной компании, основанной в 1904 году. Рядом с заводом в Тод-Инлет находилась деревня, в которой жили сотрудники.
Поднявшись по бетонной дорожке, мы прошли мимо бронзовой лошади «Аннабель» к Детскому павильону и Карусели роз. Катание на этой карусели с тридцатью деревянными животными ручной работы и двумя колесницами доставляет каждому ребёнку огромную радость. Недалеко от карусели установлены два тотемных столба. На одном из них вырезаны Ворон, Бобёр, Выдра с детёнышами и моллюском, а также Лягушка. Столбы выполнены в классическом стиле Салиш мастером-резчиком Чарльзом Эллиотом из народа Цартлип и были освящены 9 сентября 2004 года в честь 100-летия садов Бутчартов, а также в знак признания богатого культурного наследия местных коренных народов. На поле перед тотемными столбами субботними вечерами в июле и августе тысячи посетителей наслаждаются фейерверками, которые начали проводиться по инициативе Кристофера Росса, правнука Бутчартов.
Мы продолжили свой путь и заглянули в Органный павильон (первоначально это был молочный сарай). В нём установлен Эолийский орган. Он представляет собой домашний инструмент начала XX века, оснащённый собственным пневматическим проигрывателем. Эта модель, построенная нью-йоркской компанией Aeolian и когда-то принадлежавшая владельцу универмага в Ванкувере Крису Спенсеру, идентична той, которая принадлежала Р. П. Бутчарту и была установлена в его резиденции здесь, в Бенвенуто. Этот орган имеет около тысячи труб, набор из двадцати трубчатых колокольчиков и ударную арфу, с помощью которой можно извлекать сорок девять звуков. Автоматический проигрыватель виртуозно воспроизводит сложные оркестровые произведения. На помещённой на стене павильона фотографии изображён Кристофер Росс, правнук Бутчартов, за клавиатурой Aeolian Pipe.
Выйдя из павильона и продолжая любоваться окружающими красотами, мы не могли не обратить внимания на интересное по форме дерево, называемое Monkey Puzzle Tree, или деревом обезьяньей головоломки. Это странное название появилось в 1850 году, когда в Англии чилийская сосна была ещё редкостью. Одна из молодых особ, взглянув на это экзотическое дерево, в задумчивости произнесла: «Забраться на это дерево для обезьяны было бы самой настоящей головоломкой». Так за чилийской сосной закрепилось название «дерево обезьяньей головоломки». Это высказывание не было совсем уж нелепым, поскольку кора чилийской сосны (араукарии арауканы) действительно напоминает пластинки пазлов.
Наша прогулка по Затонувшему саду завершилась возле фонтана «Дракон», который был подарен саду Бутчартов Муниципальным правительством Сучжоу от имени Китайской Народной Республики в связи с 35-й годовщиной установления побратимских отношений между городами Виктория и Сучжоу. Дракон – чудесное животное из древней китайской легенды, и китайцы считают себя его потомками. Дракон в фонтане приносит саду пожелания хорошей погоды.
В Сад роз мы вошли через красивые декоративные ворота и с восторгом увидели море кустов разной расцветки – это две с половиной тысячи кустов 250 сортов. Обширная коллекция роз включает в себя виды: чайно-гибридные, плетистые, парковые, английские, флорибунда. Перед многими чайно-гибридными розами установлены таблички с названием, страной происхождения и годом регистрации в Американском обществе любителей роз.
Розарий был создан в 1929–1930 годах на месте огорода Бутчартов. Дизайн сада был разработан Батлером Стёртевантом, художником-пейзажистом из Сиэтла, и был воплощён в жизнь Дженни Бутчарт и главным садовником того времени Бобом Баллантайном. Его стремление к совершенству и педантичность во многом способствовали улучшению и расширению садов в течение следующих тридцати лет, вплоть до выхода Боба на пенсию в 1959 году.
Зелень в начале июня было ещё очень нежной, а многочисленные дожди хорошо увлажнили землю, поэтому такой пышной растительности, как здесь, в Южной Калифорнии я не видела. Мы шли по дорожкам, над которыми смыкались кроны деревьев, растущих по их сторонам. Пройдя через великолепные по красоте арки (их здесь тридцать), увитые плетистыми розами, мы вышли к фонтану с лягушкой. Продолжая путешествие, мы увидели бронзовый «Фонтан трёх осетровых», отлитый во Флоренции.
Мы уже были полны впечатлений, а впереди нас ждал Японский сад, в который мы вошли через ворота Тории, традиционно окрашенные в красный цвет, символически защищающий от злых духов и тёмных сил. С каждой стороны ворот растут пурпурные буки, а у вершины каменной лестницы, ведущей в сад, – японские клёны. Спустившись по ступенькам, мы оказались в другом мире. Здесь царили покой и гармония. Пологие тропы, усеянные с обеих сторон синими гималайскими маками, повели нас к прудам и мостикам, японским клёнам и буковым деревьям, рододендронам и азалиям.
Здесь много папоротников, а также деревьев и камней, покрытых мхом, цветов с приглушённой окраской, мелких водоёмов и ручейков, длина которых составляет 200 метров, изящных мостиков над ручейками. В водоёмах много кувшинок, а растущие по их берегам деревья смотрятся в воду, как в зеркало. В одном из фонтанов вода изливалась из горла какого-то чудовища, напоминавшего дракона. Мы переходили ручейки по мостикам и положенным в воде камням.
Японский сад, первый из официальных садов Дженни Бутчарт, был основан в 1906 году. В проектировании ей помогал японский художник-пейзажист Исабуро Кисида, планы которого воплощали в жизнь рабочие цементного завода под руководством Хью Линдсея, первого главного садовника Дженни.
Из Японского сада мы поднялись по лестнице и увидели Звёздный пруд, имеющий в плане вид звезды. Между её вершинами расположены клумбы ярких однолетних растений, а в центре находится фонтан в форме лягушек. Первоначально пруд был создан для коллекции декоративных уток мистера Бутчарта.
Нам также предстояло познакомиться с великолепным, хотя и небольшим по площади Итальянским садом. Вход в него обозначен двумя арками. Внутри сада между ними стоит бронзовая статуя Меркурия. В центре сада находится крестообразный пруд, окружённый по берегам красочными однолетними цветами. Вода в пруд поступает из фонтана, изображающего ребёнка с рыбой в руках.До 1926 года здесь находился теннисный корт с бетонным покрытием. Мы с дочерью были единодушны во мнении, что Итальянский сад выглядит весьма изящно.
Последним садом, который мы посетили, был Средиземноморский. Он занимает относительно небольшую территорию рядом с парковкой. В этом саду растёт множество устойчивых к засухе растений из разных уголков мира, условия выращивания которых схожи со средиземноморским климатом острова Ванкувер. Мы увидели экзотические растения – от ярко-синего дельфиниумадо банановых растений с массивными листьями и агавы.
Покидая Сады Бутчартов, я размышляла о том, что же из всего увиденного произвело на меня самое сильное впечатление: цветы, деревья, пруды, ручьи, скульптуры, фонтаны, органный павильон, информация о субботних фейерверках, кафе?.. И пришла к выводу, что больше всего я была очарована пышностью, яркостью и многообразием растительного мира Садов. И ещё я думала: как удаётся содержать их в таком образцовом порядке?.. Я не увидела ни одного жёлтого листочка! У меня самой есть небольшой садик, и он требует большого внимания. А здесь на огромной территории, на которой произрастает более миллиона растений, за ними ухаживают всего пятьдесят садоводов!
Мы отправились в обратный путь. Снова автобус, а затем паром. Теперь мы с наслаждением любовались водной гладью и оглядывали берега, мимо которых проплывали.
Воспоминания о Садах Бутчартов, я уверена, сохранятся у меня на всю оставшуюся жизнь.