Поэт-песенник, композитор, художник-график.
Член Союза писателей России с 2016 года (Московская городская организация).
Публиковался в альманахах «Чонгарский бульвар» (2013, 2016). «Звёздная пыль» (2014). «Год Литературы» (2015). Участвовал в сборниках киносценариев (2015–2020), «Песни на все времена» (2017), «Большая Книга лауреатов» (2017). «Наваждение» (2017). «Призраки» (2018). «Литературная Республика» (2017), «Свет Столицы» (2018–2019), сборниках киносценариев (2021–2023), антологии лёгкой литературы “LiLit” (2023), альманахе «Мастера пера России» (2023), литературно-публицистическом журнале. «Современные записки» (2024), антологии прозы «День писателя» (2024).
Художественные выставки Григория Владимировича состоялись в Москве, а также в Дании, Венгрии, Чехии, Финляндии.
Лекарь в поиске истины
(сцены на основе реальных событий)
Действие происходит на излёте правления Екатерины Великой.
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Свободное пространство. Свет и тени. Зал. Кресло.
Выходит Г о г о л ь. Он с папкой бумаг в руках.
Останавливается в центре пространства.
Г о г о л ь. Случайно или нет, но получил я интересные бумаги. Их много. Невероятная удача, что я их получил. Не случайно это, значит. Это не просто листы бумаги. Это не просто счёт на бумаге. Он ценен уже тем, что, прочитав его, оцениваешь высокие возможности творцов. Владеющих умом, руками, техническим решением своим, остались вдохновить потомков. Я был несказанно удивлён такой находке. Просто чудо этот счёт! Счёт за изделие – изготовление протеза носа. Это впервые и только
в России. Он у меня в руках. Подтверждение моим словам. Счёт – ответ на вопрос. Да, такое было. Не только блоху подковать, а нос создали кому-то. Там отдельная история, но эта… Я познакомился со счётом и сразу, конечно, свою историю в голове придумал.
История феноменальная. Чудо. Я сразу погрузился в мои фантазии. «Я сошёл с ума!» – подумал. Ещё немного, и совсем сойду. Не сошёл с линии основной моей мысли. Нос держал меня крепко. И сложилась история, моя история про нос. Дело о счёте – история России. События те случились на излёте правления Екатерины Второй. Эпидемии, интриги накалили пространство Европы до болезненного состояния. Тонкий Восток – со своей хитрецой… А у меня счёт, имеющий большое значение в истории развития медицины.
СЦЕНА ВТОРАЯ
Свет сменился. Англия. Лондон.
Учебные мастерские. Окна, вешалка с плащами учеников.
О с и п Ш и ш о р и н и В а с и л и й С в е ш н и к о в
что-то делают, усердно занимаются.
Входит Д ж о н С т э н к л и ф ф.
Д ж о н. Уважаемые ученики!
О с и п. Здравствуйте, мастер.
В а с и л и й. Здравствуйте, наставник.
Д ж о н. И я вас приветствую. Я вынужден сообщить вам, что случились события непреодолимой силы. Я получил известие и сразу приехал к вам. Это извещение касается вас. Вашей дальнейшей учёбы.
О с и п. Нас отчисляют?.. Но мы выполняем все задания!
Д ж о н. Нет, вовсе нет. Вы прилежны и активны в познаниях. Я не могу никого противопоставить вам. Только вас – Василию и только вас – Осипу.
В а с и л и й. Мы вовремя отработали новые задания тоже.
Д ж о н. Да. Они убедительны. Я пытался этим оперировать персонам университета. Дело ведь не в этом. Вы, бесспорно, талантливые ученики и образованы. Вы видите глубину поставленной задачи и понимаете, как её можно решить самым неожиданным образом. Привлекаете дополнительные возможности и технику, которые развивают заявленную тему задач.
В а с и л и й. Да, то, что нам предоставили учебным материалом.
О с и п. И что же произошло, учитель?
Д ж о н. Я совсем о другом, очень важном. Дело в том, что у вас закончились деньги для оплаты, и уже нет новых поступлений. В России с финансистами Голиковыми случилось несчастье. Они больше не могут платить за ваше обучение. Не знаю подробностей, но передали так. Мне сообщили, и я сразу направился сюда. Вам грозит тюрьма. До получения денег вас не выпустят. Почему?.. Не знаю. Я могу вас закрыть здесь, в мастерской, до выяснения всех обстоятельств. Вы и здесь сможете проходить обучение.
Д ж о н С т э н к л и ф ф уходит.
Молодые люди в размышлении провожают его.
Закрывается дверь. Томительная тишина.
О с и п идёт к окну. Смотрит.
В а с и л и й. Ушёл?
О с и п. Уходит быстро. Так что мы будем делать? Как сообщить в миссию, что мы пойманы на крючок? Отсюда и убежать сложно. Я осматривал эти мастерские на всё. Окна, одна дверь. Камин. Инструменты только можно использовать. Надо фехтование вспомнить…
В а с и л и й. И кистью по холсту, разбрызгивая краской?
О с и п. Милостивый государь, а что?.. Разбрызгаем краской. Что тут найдём для обороны, то и применим. Тут не лондонская тюрьма, и мы не знаем, надолго ли нас закрыли.
В а с и л и й. Хитры, хитры… А я читал заметки хиромантов – вновь готовится конец света. Я не нашёл заметок из России. Империю там точно поносили.
О с и п. Деньгам тут больше рады, чем учёным.
В а с и л и й. Учёным рады, но когда отдаст. Все знания. Здоровье. Силы.
О с и п. Или предаст. Так как мы выбираться будем? (Вновь подходит к окнам.) Дня три назад заметил подозрительных людей у двери нашей мастерской. Я шёл с занятий. По улице другой. Меня заметить было сложно. Ходили, заглядывали в окна. Я капюшон надвинул. Пособия под плащ укрыл. Прошёл за ними. Не слышал я, что говорили.
В а с и л и й. Всё это время мы очень аккуратны были в наших действиях. Хотя они могли заметить пустеющие счета… Часть денег.
О с и п. Стоит ли об этом?.. Сам мастер не хотел подробности в учёбе сообщать, а знаний, которые нам давал, явно не хватало. Скрывал детали.
В а с и л и й. Отсюда наши дополнительные траты. Мы скажем: всё карманные расходы.
О с и п. Я старался не подводить рабочих. Наши интересы не могут вызвать подозрение.
В а с и л и й. Могли вызвать… Мы не выйдем отсюда!
О с и п. Там мелькают подозрительные люди. Они не скрываются.
В а с и л и й. Мы учились, нас обучали. Поверхностно очень, мы понимаем. И молчали, что мы должники. Представляешь, а если б знали? Могли заплатить.
О с и п. Мы могли продать наши картины. Университет мог забрать наши работы. Это тоже деньги.
В а с и л и й. А нас в тюрьму, картины так возьмут. Если бежим, картины останутся. Как же бежать?.. Может, через крышу?
О с и п. У мастерских нет выхода на крышу. Я проверял. Я всё здесь облазил. Нет выходов других из дома. (Вновь подходит к окнам. Смотрит в одно, потом в другое.) Идут. Они. Я видел раньше их. Давай загородим дверь. Немного их задержим. Будет время подумать…
Сдвигают к двери всю мебель. Надевают плащи.
Уходят в противоположную сторону.
В это время за их спиной что-то со скрипом
открывается. Их тихо зовут.
О с и п хватает кочергу. В а с и л и й – шомпол.
Идут на звук.
О с и п. И предположить не мог… Возможно ли такое?
В а с и л и й. Хотелось бы верить. Тайный знак судьбы!
Затемнение.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Световая гамма меняется. Усадьба. Вечер. Слышны салюты.
Входят граф З у б о в и принц М у р т а з а-К у л и-х а н.
За ними идёт о ф и ц е р, в его руках папка с документами.
О ф и ц е р. Царица велела передать. Готовы поддержать вашего друга в этот сложный час. Конфликт зашёл слишком далеко. Нам не остаётся выбора. Документы в папке для отправки в штаб войск.
З у б о в. Друг, мы делаем всё возможное. Как только прибыл к нам и сообщил…
О ф и ц е р отдаёт папку в руки графа З у б о в а,
тот кладёт её на столик в глубине комнаты.
Принц М у р т а з а-К у л и-х а н садится в кресло.
О ф и ц е р. Ваше высочество, что вам принести из напитков?
М у р т а з а. Я подумаю.
З у б о в. Мы позовём.
О ф и ц е р. Есть! Да, вот ещё… Царица вспомнила, когда я уходил. Девиц, что при дворе живут, пугает охранник вашей свиты, принц. От ветерка тряпица лицо открыла. Две или три… Две точно в обморок упали. (Кланяется, отдаёт честь и удаляется.)
З у б о в. Да. Это так случилось. Ещё вчера приказы разослал в войска. Мне матушка всё это поручила. Возглавлю я поход. Хорошо ли вы устроились, ваше высочество?.. Салют и в вашу честь.
М у р т а з а. Я понимаю. Спешно Персию покинул из-за предательства. Так просто… А предал брат. Мерзавец! В стране моей один он хочет править. Пришлось бежать мне из страны. Пришлось бежать… Мы не успели спасти соратника. Ему палач отрезал нос. Брат отомстил мне этим.
З у б о в. Особенная тема. Щекотливая. Попробую её решить.
М у р т а з а. Не скрыть платком ли?.. Если замотать, тогда он еле дышит. Так трудно скрыть дефект лица…
З у б о в (листает документы из папки). Эх, друг, попробую помочь я вам. Нас беспокоит очень Лондон.
М у р т а з а. Согласен с вами. Лондон на Кавказе тоже. Мой брат затеял с ним свою игру. Я был встревожен – хотел от этих мыслей брата уберечь. Война нам не нужна. Теперь я здесь. Лондону война ещё нужнее. Я тоже вам готов помочь. История, возможно, нас рассудит. С Европою непросто, нет границ. Разруха там, эпидемии. Убогость. Тесно. И брат туда же! А ему так лестно, подняли брата там на небеса. С небес ещё больнее падать…
З у б о в. Надолго ли подняли?.. Так. Бороться с этим злом ещё сложнее. Люди, люди… Звери. Есть у меня затея для человека вашего, мой друг.
М у р т а з а. Могу ли я надеяться за своего соратника?
З у б о в. Можете. Я постараюсь. Вам подтверждаю, что предстоит добраться до Куры. И вашему соратнику помочь.
СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ
Световая гамма изменилась. Кабинет графа З у б о в а.
Входят граф З у б о в и граф В о р о н ц о в.
В о р о н ц о в. Я прибыл к вам с высокой честью. С докладом о делах насущных миссий наших. Секретов много. Европа неспокойная совсем. В затылок ей всё больше Лондон дышит.
З у б о в. Граф Семён Романович, я очень понимаю, как сложен был ваш путь. Людей вы по дороге много потеряли?
В о р о н ц о в. Чуть-чуть. Уже в Европе. Мы миссию от шайки отбивали. Чумное место оказалось очень.
З у б о в. Так вот она, Европа, Англия сейчас?.. Умеют лишь плести интриги!
В о р о н ц о в. Они нас ненавидят. А мы должны любить. Я, в частности, спасал учеников талантливых, от бога, им удалось бежать. Спаслись в посольстве нашем.
З у б о в. Я представляю… Читал в газетах про начало дела. Я думаю, что братьев разорили неспроста. Заложников хотели! Замечу, граф, мы дело на мастера-британца завели. Не всё хотел рассказывать подробно, что очень странно для развития наук технических.
В о р о н ц о в. Я понимаю. Конечно, жаль, у нас учёных мало, право. И лучших нам учеников продолжить развиваться приходится в Европу посылать.
З у б о в. Потом обратно вызволять. А те науке преданны.
В о р о н ц о в. Искали там секреты мастеров, но выкупать пришлось их паспорта и право выезда. Покинули мы Лондон ночью.
З у б о в. До Мальты вы добрались как? Корабль стоял там наш последний.
В о р о н ц о в. Через Испанию хотели плыть по берегам, не получилось. По Францию. Нас ждал отряд. С ним мы на Мальту и прибыли.
З у б о в. Вы герой истории. Теперь о важном. Об учениках. Талантах наших.
В о р о н ц о в. Талантливые оба, граф.
З у б о в. Про Осипа наслышан я Шишорина. Усерден он инструментальными предметами. Предметы делает он идеально. Товарищу помочь мне нужно, и счёт я за работу оплачу.
В о р о н ц о в. Я понимаю. Мы решим задачу. Они стране должны.
З у б о в. Об этом позже. Не торопясь со временем. Прошу скорее лично для меня. О принце я персидском беспокоюсь и о его охране.
В о р о н ц о в. Я понимаю, Осипу скажу. Он справится. Он сможет, я уверен.
З у б о в. Давайте мы поступим так. Я принцу сообщу, что прибыл человек, а Осип снимет мерки.
Затемнение.
Свет падает сверху.
Г о г о л ь стоит в этом свете. Держит в руках папку.
Г о г о л ь. И это только счёт. И счёт историй уже не счесть, историй много. И это честь нам быть в истории России. Всего лишь счёт, за ним судьба. Война, что на Востоке была, нелепо завершилась, когда Екатерина умерла. И жизнь по-разному сложилась у героев: в опале кто, а кто на службе дальше. История страны не терпит фальши. Всего лишь счёт в моих руках. Вот так!
З а н а в е с