Интервью с поэтом Николаем Поздняковым
– Николай, что можно назвать главной темой вашего творчества и как оно менялось с годами?
– Написание стихов не являлось для меня чем-то важным, значимым в молодые годы. Это было как развлечение, когда появлялись поздравления друзьям ко дням рождения. Так, наверное, было бы и в дальнейшем – сочинение шуточных стихов от случая к случаю. Но изменение жизненных обстоятельств, длительная работа в экипажах иностранных судов с людьми, не говорящими ни слова по-русски, послужила неким толчком к тому, чтобы, сохраняя язык, писать стихи для себя. Темы были самые разные: любовь, море, природа. Пожалуй, они не изменились с годами, разве что добавились некие философские размышления о жизни, событиях и поступках людей.
– Если бы у вас была возможность учиться у одного из великих классиков, кого бы вы выбрали, чьё творчество вам особенно близко?
– Мне всегда нравились стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского и, конечно, Владимира Высоцкого. Эти поэты уже являются для меня учителями. И, разумеется, Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, писавшие великолепные стихи и прозу, – вот главные учителя в моём творчестве.
– Сейчас в издательстве «Четыре» готовится к выходу в печать ваша новая книга «Я счастье сохранил в ладони», возможность публикации которой, кстати, досталась вам как победителю конкурса к юбилею Анны Ахматовой. Расскажите – о чём книга. И важна ли для вас оценка профессионалов?
– Произведения этого сборника – совместный выбор мой и редакторов издательства, которым я весьма благодарен за активную помощь в создании книги. Стихи взяты разные: о жизни, о любви, о природе, о людях и о поэтическом творчестве… Да, несомненно, оценка профессионалов, а также читателей, очень важна. Положительные отзывы, а ещё более конструктивная критика помогают улучшать написанное.
– С какими трудностями в современном процессе книгоиздания сталкиваются поэты?
– Я с определённой натяжкой могу считать себя поэтом… Но любой писатель в современных условиях сталкивается с тем, что выпустить свою книгу с одной стороны весьма просто – множество издательств предлагают свои услуги, но при этом необходимо заплатить немалые деньги. И одна из главных проблем, на мой взгляд, – это найти знающего своё дело редактора, который поможет не только сделать достойный выбор произведений, но и отшлифовать написанное так, что оно засверкает всеми гранями.
– Что вас особенно вдохновляет? Как рождаются стихи? Расскажите об этом процессе.
– Вдохновение, муза и всё такое прочее – понятия, которые вроде все знают, хотя часто трактуют по-разному. У меня для написания стихотворения может послужить спусковым крючком услышанное вдруг простое слово, или даже чей-то взгляд, или тихий шелест листьев от посвистывающего ветра. Всё совершенно непредсказуемо. На заказ, как правило, ничего не получается. А это слово, неожиданно зацепившись за что-то в мыслях, выстраивает за собой другие, подсказывает интуитивно ритм… И вот рождается стихотворение. Осознание написанного приходит часто потом, со временем.
Для себя есть внутренний цензор: «Как ладно складываются строчки – в них слову взятому из жизни место есть…»
Благодарю за интервью и желаю издательству процветания и успеха в деле помощи авторам, особенно начинающим, удачи в открытии новых талантливых писателей и поэтов!