Интервью с поэтессой Ириной Евтеевой
– Ирина, вы занялись литературным творчеством уже в зрелом возрасте. В 48 лет вы впервые почувствовали какой-то творческий порыв или, как это часто бывает, вы его глушили в себе в угоду семье, работе и т.д.?
– Действительно, первое своё стихотворение я написала в 48 лет. Это было связано с моей второй работой – занятием для души, когда я помогаю женщинам в кризисных ситуациях. Так что ни семья, ни работа не мешали мне, я даже не помышляла о написании стихов.
– Вы психолог, специализирующийся на работе с женщинами, оказавшимися в кризисной ситуации. Часто ли прослеживается эта тема в вашем творчестве?
– Да, всё моё творчество построено именно на этом. В психологию я пришла поздно, в 45 лет. Образование было, но по профилю не работала. Наступил такой момент, когда подруги, знакомые, а потом их знакомые, стали обращаться ко мне со своими душевными проблемами. Так и началась моя психологическая практика, и началась именно с помощи женщинам. Помочь хотелось каждой, и, соприкасаясь с их эмоциями, я вдруг поняла, что моя душа, как сосуд, накапливает эти чувства и ощущения в себе. Днём и ночью я переживала эмоциональное состояние этих женщин. Как психолог я понимала, что так долго продолжаться не может, и надо учиться дистанцироваться от собеседника. Но провести эту грань мне не удалось. Я не могла оказывать психологическую помощь, не погрузившись в проблему с головой. Конечно, коллеги скажут, что это непрофессиональный подход
и можно быстро выгореть. И моя душа горела! Но чтобы не сгореть, она начала выдавать стихи. Стихи с теми эмоциями, с которыми приходили ко мне женщины. И после каждого написанного стихотворения моя душа чувствовала великое облегчение: я летала и до сих пор летаю. Каждое моё стихотворение – это нелёгкая судьба женщины.
Что ж ты, сердце, всё горько сетуешь
и пускаешь по венам боль?
Что ж ты, сердце, себе не веруешь,
одиночества выбрав роль?..
– В настоящее время вы проходите обучение на курсе литературного мастерства в Литературном институте им. А. М. Горького. Как вы считаете, творчеству можно научить?
– Я считаю, что творчеству можно научиться только при условии, что душа этого требует, если есть к этому предпосылки. Вот если раньше я не писала стихи, то я и не думала учиться этому. А вообще я люблю учиться, я учусь всю жизнь и получаю от этого неимоверное удовольствие. Сначала получила диплом учителя начальных классов, потом психолога, затем повышала профессиональную квалификацию для своей основной работы. А сейчас прохожу обучение на Курсе литературного мастерства под руководством И. И. Болычева. Знаете, обучение – это как огранка алмаза. Можно просто написать стихотворение, подобрать рифмы. А можно, используя и нарушая правила (а чтобы нарушать, их надо знать), создать творческую красоту – и это будет уже бриллиантом.
– Что для вас как для поэта самое сложное в литературной деятельности?
– Самое сложное – это отсутствие вдохновения. Бывает такое время, когда рифма совсем не рождается.
Душа пустая, Муза улетела,
Сижу одна, ей до меня нет дела,
Её зову – она, как бабочка, порхает,
Сижу, реву и одиночество вдыхаю…
– Творчество какого классика вас вдохновляет? И как вы относитесь к поэзии ваших современников, кто вам «откликается»?
– Очень люблю творчество Марины Цветаевой. И как всегда, мне отзывается нелёгкая судьба женщины.
…Зароюсь в мягкие подушки,
Стихи Цветаевой возьму,
Мы по несчастью с ней подружки,
Она любила – я люблю…
А вот нашла у неё такое четверостишие:
Свершается страшная спевка, –
Обедня ещё впереди,
– Свобода! – Гулящая девка
На шалой солдатской груди!
А у меня есть строки, написанные совсем недавно:
Не простились…
девкой хваткой
увела тебя война,
Заманила песней сладкой,
напоила допьяна.
А потом землёй клокастой
схоронила ото всех,
Мне б души моей несчастной
отмолить тяжёлый грех…
Занятие психологией – это моя профессия для души, и ею я занимаюсь в свободное от основной деятельности время, помогая женщинам. А официально я работаю начальником охраны в крупной торговой организации, где руковожу мужским коллективом, поэтому во мне есть и мужская жилка, без которой в моей работе не обойтись. И эта мужская жилка требует в стихотворениях твёрдости, напора, характера!
В этом плане мне очень откликается творчество В. В. Маяковского. Он состоял в авангардном объединении, где создавались открытки для фронта с короткими стихами, в которых высмеивался враг. Я тоже увлекаюсь написанием таких стихов:
Ни пяди не отдаст медведь тайги!
И как бы ни старались злые янки,
Порвёт их косолапый на куски,
Являя миру лживые изнанки!
Или вот о нашем, о женском:
Нет времени раскисать!
Поистерила вдоволь?
Ну а теперь свершать
Подвиги в мире суровом!
Из поэтов-современников очень нравится творчество Андрея Дементьева и неоднозначное творчество Константина Кедрова. Много раз перечитывала его «Компьютер любви». В некоторых строках скрыт очень глубокий философский смысл, который удаётся рассмотреть не сразу.
А о современниках XXI века хочу сказать, что сейчас появилось очень много талантливых и достойных поэтов. Их произведения – яркая палитра нашей современной жизни. С удовольствием читаем и разбираем стихи своих коллег на литературных курсах.