Ни дня без строчки, или Три вопроса автору

Рецензия на книгу Алексея Хазанского «В лабиринтах Истины»

Профессор: И о чём же вы пишете?
Писатель: О читателях.
Профессор: Ну, очевидно, ни о чём другом и писать не стоит…

Авторский сборник стихотворений – пожалуй, самый некоммерческий вид литературы. Но, как ни парадоксально прозвучит, в этом его плюс. Как в своё время и режиссёр, и сценаристы, упомянутые в эпиграфе, выживали и крепли под гнетом идеологии, так и нынешних поэтов только закаляет новый гнет – рыночный. Чтобы читатель, отложив в сторону очередное «криминальное чтиво», потянулся за томиком стихов, нужна та привлекательность, за которой тяжёлый ежедневный труд. «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Помните?.. А ещё нужна смелость.

Первый и самый главный вопрос читателя – о чём эта книга? Во все времена. «Это про что?» – спрашивает ребёнок в ответ на протянутую книгу, едва научившись читать.

Эта книга – дневник. Вернее, его часть, с 12 октября 2021-го по 5 декабря 2023-го, от далеко не первого мгновения-стихотворения и явно не до последнего. А что такое дневник, как не описание судьбы?

Не жалей убегающих в вечность мгновений.

Каждый миг – это пропуск в мир завтрашний твой.

Радость взлётов и боль неизбежных падений –

Тот единственный путь, что зовётся судьбой.

                                                                      («Судьба»).

Перед нами два года, выплеснутых на бумагу.

И хотя стихи Алексея Хазанского всё же лирика, а не повествование, кажется, что от первой до последней строчки это – книга-путешествие. Точнее, поиск пути. Если Звезда – то путеводная (или призрачная звезда возрожденья?), если путь, то путь Домой, который и радостно тяжёл, и мучительно лёгок.

Мальчишка до сих пор во мне живёт,

Но с ним всегда светлы мои дороги.

                                             («Я верю»)

И даже некоторое бытоописание, истории из жизни только добавляют стихам реалистичности, сближают автора с читателем, вызывают сопереживание. «В каждой строчке стихов – дней реальных картины» («Картины стихами»).

Авторский способ мироподачи позволяет нам сравнить чувства, мысли, ощущения, эмоции – наши и самого автора.

Читатель для поэта – собеседник, «случайный отчаянно друг». Они в едином культурном поле, на одной волне. Это ощущение автор создает еще и аллюзионно, то и дело вызывая «всплывание» цитат, не напрямую, исподволь. Ведь, например, Звезда поэта – вовсе не незнакомая и не «светит, словно памятник надежде». Или сравните:

Стихи не пишутся – они

Являются как будто свыше.

И знаменитое:

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Здесь автор и вторит, и спорит с поэтом предыдущего поколения.

И вот тут возникает второй вопрос – как?.. Чем привлекательны стихи из сборника как форма?

Отметим присущие автору оправданно-классическую точность рифм, ритм и тягуче-льющуюся плавность строк. Когда ямб похож на ямб, а анапест не напоминает подстреленную утку, это выглядит не традиционно – стильно.

Обреченность повсюду опавшей листвою,

Расставание с прошлым всегда тяжкий крест.

 Нагота у деревьев – прощанье с покоем

И грядущей зиме молчаливый протест.

                                         («В преддверии стужи»)

Но полно «проверять алгеброй гармонию». Остался третий вопрос – благодаря чему? Ответ самый простой.

…Ты хмуришься с утра печалью, Небо.

А я же вижу лишь Любовь Твою.

Чуть-чуть надежды и терпенья мне бы,

Чтобы когда-нибудь сказать: «Люблю».

                                                      («Небо»)

Я верю! Остальное всё – не важно!

                                           («Я верю»)

Веры, Надежды и Любви полны стихи Алексея Хазанского.

Вот и последнее четверостишие финального стихотворения, давшего название всему сборнику, лишь подтверждает-утверждает это:

Лишь одно его спасало – вера:

В лабиринтах он найдёт ответы,

Истина откроет Дома двери,

Вымостив стихами путь поэта.

             («В лабиринтах Истины») 

Путь поэта как раз и есть – ни дня без строчки. Как и судьба читателя, любого человека с определением «разумный».

А стихи, они про всех про нас, мы сами лирические герои прочитанных строк.

«Какие, к черту, волки?!»

Юрий Иванов,
редактор издательства «Четыре»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *