Рецензия на книгу Алексея Хазанского «В лабиринтах Истины»
Профессор: И о чём же вы пишете?
Писатель: О читателях.
Профессор: Ну, очевидно, ни о чём другом и писать не стоит…
Авторский сборник стихотворений – пожалуй, самый некоммерческий вид литературы. Но, как ни парадоксально прозвучит, в этом его плюс. Как в своё время и режиссёр, и сценаристы, упомянутые в эпиграфе, выживали и крепли под гнетом идеологии, так и нынешних поэтов только закаляет новый гнет – рыночный. Чтобы читатель, отложив в сторону очередное «криминальное чтиво», потянулся за томиком стихов, нужна та привлекательность, за которой тяжёлый ежедневный труд. «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Помните?.. А ещё нужна смелость.
Первый и самый главный вопрос читателя – о чём эта книга? Во все времена. «Это про что?» – спрашивает ребёнок в ответ на протянутую книгу, едва научившись читать.
Эта книга – дневник. Вернее, его часть, с 12 октября 2021-го по 5 декабря 2023-го, от далеко не первого мгновения-стихотворения и явно не до последнего. А что такое дневник, как не описание судьбы?
Не жалей убегающих в вечность мгновений.
Каждый миг – это пропуск в мир завтрашний твой.
Радость взлётов и боль неизбежных падений –
Тот единственный путь, что зовётся судьбой.
(«Судьба»).
Перед нами два года, выплеснутых на бумагу.
И хотя стихи Алексея Хазанского всё же лирика, а не повествование, кажется, что от первой до последней строчки это – книга-путешествие. Точнее, поиск пути. Если Звезда – то путеводная (или призрачная звезда возрожденья?), если путь, то путь Домой, который и радостно тяжёл, и мучительно лёгок.
Мальчишка до сих пор во мне живёт,
Но с ним всегда светлы мои дороги.
(«Я верю»)
И даже некоторое бытоописание, истории из жизни только добавляют стихам реалистичности, сближают автора с читателем, вызывают сопереживание. «В каждой строчке стихов – дней реальных картины» («Картины стихами»).
Авторский способ мироподачи позволяет нам сравнить чувства, мысли, ощущения, эмоции – наши и самого автора.
Читатель для поэта – собеседник, «случайный отчаянно друг». Они в едином культурном поле, на одной волне. Это ощущение автор создает еще и аллюзионно, то и дело вызывая «всплывание» цитат, не напрямую, исподволь. Ведь, например, Звезда поэта – вовсе не незнакомая и не «светит, словно памятник надежде». Или сравните:
Стихи не пишутся – они
Являются как будто свыше.
И знаменитое:
Стихи не пишутся – случаются,
Как чувства или же закат.
Здесь автор и вторит, и спорит с поэтом предыдущего поколения.
И вот тут возникает второй вопрос – как?.. Чем привлекательны стихи из сборника как форма?
Отметим присущие автору оправданно-классическую точность рифм, ритм и тягуче-льющуюся плавность строк. Когда ямб похож на ямб, а анапест не напоминает подстреленную утку, это выглядит не традиционно – стильно.
Обреченность повсюду опавшей листвою,
Расставание с прошлым всегда тяжкий крест.
Нагота у деревьев – прощанье с покоем
И грядущей зиме молчаливый протест.
(«В преддверии стужи»)
Но полно «проверять алгеброй гармонию». Остался третий вопрос – благодаря чему? Ответ самый простой.
…Ты хмуришься с утра печалью, Небо.
А я же вижу лишь Любовь Твою.
Чуть-чуть надежды и терпенья мне бы,
Чтобы когда-нибудь сказать: «Люблю».
(«Небо»)
Я верю! Остальное всё – не важно!
(«Я верю»)
Веры, Надежды и Любви полны стихи Алексея Хазанского.
Вот и последнее четверостишие финального стихотворения, давшего название всему сборнику, лишь подтверждает-утверждает это:
Лишь одно его спасало – вера:
В лабиринтах он найдёт ответы,
Истина откроет Дома двери,
Вымостив стихами путь поэта.
(«В лабиринтах Истины»)
Путь поэта как раз и есть – ни дня без строчки. Как и судьба читателя, любого человека с определением «разумный».
А стихи, они про всех про нас, мы сами – лирические герои прочитанных строк.
«Какие, к черту, волки?!»
Юрий Иванов,
редактор издательства «Четыре»