Интервью с Иваном Крайности
– Как вы считаете, не становится ли менее востребованной серьёзная литература, публицистика? Не смещают ли место книги гаджеты и социальные сети?
– Литература есть искусство в верховенстве словом! Люди всегда мечтали уметь писать, читать, понять то, что написали другие. Внимательный читатель гуляет по тексту произведения в роли главных героев, сопереживает вместе с ними по ходу событий, принимает активное участие в тех или иных приключениях. Для читающего человека чтение книги – такое же интересное занятие, как компьютерная игра для игромана, и такого человека тяжело оторвать, отвлечь от читки. Даже такая быстро распространяющаяся болезнь, как «телефономания», не в состоянии отвлечь любителей прозы и стихов от литературных произведений.
И в целом, если более внимательно изучить данный вопрос, можно прийти к выводу, что в общей массе людей имеются те, кто любит компьютерные игры, есть те, кто готов сутками смотреть телевизор, есть театралы или любители концертных программ, но… всегда найдутся и те, кто любит читать!
Думаю, многие люди посмотрели фильм «Москва слезам не верит» и хорошо запомнили слова: «Кругом будет сплошное телевидение…», однако в этом мире время людям неподвластно, оно течёт своим чередом, меняет взгляды на жизнь, быт и образ жизни… И жизнь показала, что телевидение не смогло оттеснить театр, живую музыку, читальные залы… И концертные и театральные залы наполняются посетителями! И библиотеки продолжают работать достаточно активно… Так что –
Писателям есть о чём написать!
Читателям есть ещё что читать!
Пусть Пушкина никто не может догнать,
Но жизнь надо словом опять раскрывать!
Опять как есть всё писать-описать
И сказки, фантастику снова выдумывать…
Стихами о жизни красиво сказать
И прозу писать, ничего не придумывать…
– Вы часто выступаете на публике, общаетесь со студентами. Что нового есть у студентов нынешнего времени по сравнению со студентами поколения 90-х и более ранних годов? Чем они отличаются?
– Я сам был студентом много раз… Хорошо знаю и понимаю эту публику. Студенты меняются так, как диктует время. Меняется порядок учёбы и преподавания. Меняется порядок сдачи экзаменов и отношение к их подготовке, а также отношение обучающихся к завершающему этапу. Меняются одежда, прическа, отношение к людям, появляются разные слои населения по уровню жизни… Меняется сознание и усиливается потребительское отношение к окружению, к государству, к родным… Образование получает новые начертания и всё чаще вникает в сознание словом «образовательные услуги». Все эти и другие изменения в обществе и в законодательстве меняют и молодых людей. Сознание определяется не только бытом, но и образом жизни и природными явлениями, техногенными авариями и катастрофами, военными действиями и потребностями общества…
Студенты 90-х годов воспитывались патриотизмом пионеров-героев (они были готовы на всё и искали справедливость во всём, уважали героев, пожилых людей, почитали родителей…), комсомольцами (они не считались с личными желаниями, а выполняли любые поручения партии, мечтая строить новую жизнь для будущих поколений…), коммунистами («коммунисты, вперёд»», «честь любого партийного работника – это честь всей партии»). Они встречались на собраниях, коллективно решали общие задачи, инициативно выполняли поручения и выходили с инициативой сами по многим направлениям жизни. Любили искренне, честно и добросовестно, оставались на внеурочную работу, помогали больным и пожилым, выезжали с группами на сбор урожая, отправлялись на стройки века… Студенты советского времени (так же, как и солдаты) знали поимённо и по должностям руководителей своей страны, знали хорошо свою страну, союзы Варшавского договора, союзников НАТО и другие союзы международных организаций. Спорт, нормы ГТО, соревнования и состязания были во всём! Социалистические показатели поднимались из года в год, и все стремились к коммунизму!
Современные студенты затаились в ожидании чего-то страшного и опасного. В то же время самостоятельность в них упала до самой нижней планки. В уме считать им очень тяжело, пишут в основном с ошибками и корявым, «врачебным» почерком, писать конспекты не любят… зачастую ведут и «в электронном виде», скачивая ответы на вопросы из интернета, пока преподаватель объясняет урок, тем самым параллельно проверяя и знания преподавателя, похихикивая, если тот что-то не так довёл… Студенты старших курсов пропускают занятия, так как работают. «Нужны деньги, чтобы оплатить учёбу».
Инициатива у молодых людей пропала… Родители заняты круглосуточно, они «добывают финансовые средства», дети смотрят интернет-ресурсы, телевизор, шалят… Молодые люди в целом очень слабы физически (есть, конечно, и исключения).
В школах уроки порой проводятся формально или вовсе не проводятся. Такие важные предметы, как ОБЖ, БЖД, физкультура проводятся не всегда душевно. Учителям и преподавателям страшно, что «кому-то будет плохо», «не дай бог что-то случится в ходе урока (упадёт, получит травму…)», «вдруг родители напишут, позвонят, пожалуются на строгость…». География, история, русский язык и литература, химия и другие уроки тоже зачастую проводятся «без души», без практических показов природных и иных ресурсов и явлений.
Студентам нашего века нужны не знания, а дипломы…
– В последнее время появляются произведения, стремящиеся осмыслить, понять советский строй. Как вы думаете, почему эти вопросы так занимают сегодня умы и писателей, и читателей?
– Об этом я сказал чуть выше, отвечая на предыдущие вопросы. Советский строй семидесятых и практически до девяностых годов был образцом отношения государства к трудовому классу, к пожилым людям и к детям. Школа – ПТУ – институт – семья – квартира – машина… Бесплатное обучение, бесплатная медицина, минимальный дифференциал в оплате труда между рабочими, колхозниками, руководителями всех степеней… далее – унифицированная форма, немногочисленные различия в причёске, одежде и обуви… Строгие обсуждения и осуждения курения, алкоголизма, наркомании, проституции и других вредных привычек, которых почти что не было. (Все познаётся в сравнении!) Мужчины – это МУЖЧИНЫ! Женщины – это ЖЕНЩИНЫ! Дети – это ДЕТИ! Гей-парады? ЛГБТ-сообщества? – это что за слова?! Разве бывают такие люди?! Любовь – это искренние чувства, которые не подкрепляются имуществом любимого (любимой)…
– Расскажите немного о своих наградах, их у вас довольно много. Легко ли даются победы в литературных конкурсах? Какая из наград для вас самая значимая?
– Наград много, но… могло быть и больше. Сейчас и награды требует особого финансового вложения. Опять же, сравнивая годы: лет сорок назад награду давали за заслуги, причём это было приятной неожиданностью для получателя. Приходишь на собрание и… «На сцену приглашается…» А сейчас всё это заранее обговаривается, выставляется счёт… Скромные люди, не привыкшие к таким отношениям, даже если и имеют деньги, не подключаются к наградным предложениям… И хочется и колется. Хочется получить достойную награду, но… не хочется за неё платить деньги, по сути, выкупая её… И перед человеком стоит дилемма: «Купить?.. И что тогда?.. Я получил эту награду или купил её?..» И не каждый правильно ответит на этот нелёгкий, но важный (для любого человека) вопрос…
– Вы являетесь членом Международной академии наук и искусств. Расскажите о своей деятельности. Помогает ли она вам сосредоточиться на новых литературных замыслах?
– Как член МАНИ я работаю… не в полную силу. Вопросов много, прежде всего ко мне… Когда писать, если я ежедневно веду уроки с понедельника по субботу включительно по 4-5 пар в день, без перерыва? В субботу в ночь еду на дачу, где всё воскресенье привожу в порядок участок, дом… а вечером, к ночи, возвращаюсь опять (по пробкам) в Москву… Дома жена, инвалид первой группы… Ей нужен хороший уход. Я обязан дать ей всё, чтобы жила так же интересно и красиво, как я, она это заслужила.
В МАНИ имеется, как сейчас модно, свой чат «МАНИ Общение». Там пишут все обо всём… но не то, что нужно. Стихи – порой как набор слов, типа: «Все притихли, одна осталась, С милой лентой не рассталась. За коллегами слежу, Свою лепту притом вношу. Все на каникулы ушли, В огородах копаются. В лес за ягодами по шли, да и рыбалкой тешатся, ведь праздники-то все прошли, Пора за дело браться. Летом на зиму запасает, Всё потом за год съедает…». Сообщения идут сотнями тоже в таком же стиле, из сомнительных интернет-ресурсов…
И когда мне всё это читать и ещё… в это дело вникать да ответы какие-либо давать?
И потом, написать что-то интересное за «интересные деньги…». Зарплата мизерная (35–45 тысяч), весь в кредитах (на сегодняшний день более 10 млн), издавать книгу – сотни тысяч… А хочется и писать, и издаваться… И медали получать, а не покупать…
Жизнь продолжается, господа поэты и писатели!