Интервью с Алевтиной Кудря
– У вас большой жизненный опыт педагога, наставника, а ещё и писателя. Скажите, легко ли удавалось совмещать профессиональную деятельность с писательским творчеством? Одно другому не мешало? Или наоборот – помогало?
– Вы правы: опыт помог мне стать писателем. Вначале я писала сказки для детей – своих внуков, а это легко. «Кинднесс – маленькие спасатели». Затем переключилась на фантастику, тоже для детей. «История царицы океана, или Месть белой акулы», «Двухголовая» и т. д. Ну а рассказы – из опыта работы: «Однажды в учительской», «Легенды полярной авиации», «Побег от дронов», «Трагедия на Спортивной»… Кстати, темы сами собой появлялись. Некоторые рассказы писала на одном дыхании. Иногда сюжет видела во сне, и к обеду уже был готов рассказ или сказка.
– Когда вы пишете свои произведения, то представляете себе портрет читателя? Какой он – взрослый, молодой, только вступающий в жизнь или вполне умудрённый?
– Естественно. В первую очередь представляю детей. Сказки сочиняла я давно, а вот печататься стала после того как вышла на пенсию. Когда внучка сказала: «Да бабушка, мама не знает твоих сказок». Я очень хотела заинтересовать своих внуков, рассказать что-то необычное. Хочу выдать маленький секрет. Как-то я рассказала очередную сказку своей внучке Милане. В сказке всё хорошо, тем более что дети любят сказки про себя. Она такая вся хорошая, все её любят. И тут Милана воскликнула: «Бабушка, это всё?! Нет, так неинтересно, а где интрига?» Внучке было три года.
– За свою трудовую деятельность и писательское мастерство вы получили немало наград. Скажите, какое чувство овладевает вами, когда очередной ваш труд оценён по достоинству и признан одним из лучших?
– Вы знаете, когда я получила первую награду – медаль Пушкина, – это было потрясающе!.. Ну и, конечно, поняла, что писать нужно так, чтобы и интрига была, и сюжет захватывающий, и язык простой. Как-то один из читателей мне написал: «Когда читаешь ваши произведения, то все события мелькают перед глазами, как в фильме». Поэтому я стараюсь писать так, чтобы у читателя сюжет проплывал, словно кинокадры.
– В своих произведениях вы затрагиваете и патриотические темы. Это ваш внутренний порыв, «по зову сердца»? Или дань памяти и современной действительности?
– Я учитель, и эта тема всегда мне близка. Ведь даже уроки строишь в патриотическом направлении, и как классный руководитель – все мероприятия с детьми идут с учётом воспитания патриотизма, это обязательно. Здесь и уроки на эту тему, и выступление перед учащимися в других школах, детских садах, училищах и институтах. Особенно когда стала пенсионером и в школе уже не работала… Детей своих и внуков растила в любви к родине. Это моё внутреннее убеждение – любовь к Родине, Отечеству и выполнение долга. Мой муж охранял северные границы нашей Родины, он служил в Отдельной Арктической авиации, воевал в Афганистане. Его дядя, герой Советского Союза Иван Данилович Кудря, возглавлял киевское подполье и был расстрелян в 1942 году. Мой дядя танкист, горел, потерял зрение. Отец был полковник, дошёл до Берлина, был ранен, имел медали за отвагу и мужество. Поэтому дети мои воспитывались в семье военного и любви к Отчизне и долгу.
Когда началась СВО, моя дочь с внучкой, мой сын с детьми стали волонтёрами, ну и я, естественно. Дочь даже получила медаль «Участнику специальной военной операции». Ну а мы, пенсионеры, плетём сети, заготавливаем свечи, посылаем письма поддержки, деньги. И я начала вести дневник событий, стала писать о маленьких патриотах. О том, как эти малыши помогают нашим защитникам. Рассказ «Позывной – Мышка» вошёл во многие сборники. Там говорится о шестилетней девочке: она вместе с мамой занимается волонтёрской работой, кормит защитников, сама жарит блины и котлеты, на военной машине делает рисунки и подписывает букву Z, объясняя – «это значит за Родину, за нас». Пишет бойцам письма и каждое письмо целует, показывая этим, как любит своих защитников и уверена, что они её защитят. В первый сборник «Специальная Военная Операция (СВО). Личный опыт» вошёл этот рассказ, который был отправлен воинам на передовую.
– «Поберегись. Ты нам нужна» – так заканчивается ваше стихотворение про Белгород. Какую роль как писателя и гражданина, нужного родным и обществу, вы себе наметили на ближайшее время? Какие планы, задумки, проекты?
– Я продолжаю писать сказки для ребят, чтобы как-то облегчить жизнь белгородским детям. Была в шоке, когда одна девочка – лет девяти – вдруг сказала: «Зачем всё это? Ведь всё равно нас убьют». Как это страшно слышать…
У меня вышли сказки «Новогодние приключения» о семилетнем мальчике, который обыграл дракона в шахматы и спас лесных зверят, «Приключения Машеньки, или Как Машенька спасла Голдиоков и бабушку от мышей», «С палкой против белого медведя», о 12-летнем мальчике, которого отец взял на рыбалку и охоту на острова, он остался один в домике и спасался от белого медведя. «Димка» – как пятилетний малыш защищал своих цыплят от коршуна. Рассказы для взрослых «Операция в горах Альбруз» – о спасении наших летчиков в Афганистане, «Голубая кровь» – как солдаты на уроке анатомии доказали, что в их венах течёт голубая кровь. «Баллада о любви», «Офицеры» – о лётчиках и подводниках, их жизненном пути и т. д. Я не пишу стихи, но тут ночью во сне родилось стихотворение, которое назвала «Белгород. Трагедия на Спортивной». У меня всегда рядом с кроватью лежит тетрадь с авторучкой, чтобы, если увижу сюжет, сделать наброски. Так и с этим стихотворением. Утром посмотрела и увидела, что строчки складываются в рифму. Я так и оставила.
Вы знаете, во сне я решала задачи, когда училась в институте, во сне я видела сюжеты своих рассказов. А сейчас, когда спишь, прислушиваешься к сирене. Ведь обстрел нужно переждать не спящей, почти одетой, чтобы успеть взять документы и выскочить из горящего здания. А у наших детей нарушена психика. Когда мой внук уехал с мамой на две недели к её друзьям, на простой вопрос: «Как вы отдыхаете?» – мой внук восторженно ответил: «Бабушка, я попал в другое измерение. Я не боюсь самолётов, сплю в одной футболке, не боюсь гулять и даже купался. Как здесь хорошо!» Внуку восемь лет. Вот и появился рассказ «Я попал в другое измерение».