Софья Оранская

Поэт, публицист, прозаик, литературовед, сценарист, переводчик.

Почётный деятель искусств России (2024, МАСИ).

Академик Международной академии современных искусств (РФ). Член Российского союза писателей, Союза писателей XXI века (Москва, РФ).

Родилась в Подмосковье. С 1990-х годов живёт в Париже. Образование высшее филологическое.

Автор пяти книг (стихи, проза, публицистика). Участник 40 альманахов, сборников поэзии и прозы, антологий поэзии. Многочисленные публикации в СМИ, журналах в России, Франции и других странах Европы, в США, Канаде.

Лауреат литературных конкурсов. Имеет награды: два ордена, два знака отличия и 15 медалей за заслуги в литературе.

ФРАНЦИЯ, СЕМЬ ЛЕТ РАЗМЫШЛЕНИЙ[1]

Отрывок из культуро-социологического эссе

«ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ»

Экономика и работа во Франции

Здесь мы подошли к «Тайне тайн», великой Мистерии современного западного общества – к ответу на вопрос «Почему гениальный автор “Капитала” промахнулся в расчётах по поводу “загнивания” западной цивилизации?» Почему экономика развитого капитализма отказывается – упорно! – загнивать? Почему же жива и до сих пор держится? Приводить здесь нудные и утомительные выкладки целого легиона западных экономистов было бы крайне неразумно. А поэтому, не мудрствуя лукаво, обратимся – для начала – к ним, к людям. И послушаём, что они говорят (и думают) о французском обществе (и своем личном благополучии во Франции):

«– Вы вот уже год живёте во Франции. Ну, и как вы себя здесь чувствуете?

– Если честно, то плохо.

– Почему?

– Всё здесь регламентировано. Всё “по правилам”. Слишком много рамок. Это какое-то современное рабство. Я, например, понимаю всех этих бездомных: это люди, которые не хотят подчиняться всем этим многочисленным правилам и обязанностям, которые общество навешивает на человека. А потом, ведь человек здесь просто опутан, как нитями паутины, “системой”: работа (только 25 дней отпуска в году!), квартира – попробуй не оплати, в 48 часов выселят! Налоги – выгоднее вообще мало работать и мало получать, а станешь получать много – так половину государству отдай…

– Да, но ведь с этих налогов всё социальное страхование: по болезни, по бедности, по старости…

– Ну, по болезни – да. Можно согласиться. А по бедности – так это я всю жизнь других кормить буду. Ну а что касается старости – я при такой жизни не доживу, так что не смогу этими вливаниями на пенсионный счёт попользоваться».

«– Вот ты живёшь здесь с детства, сейчас босс, директор крупного предприятия, богатый человек. А родители твои начинали с нуля, приехав из другой страны. И как тебе Франция?

– Прекрасно! Здесь всё возможно. Демократическая страна. Я даже не представляю, что бы я делал и кем бы был в стране моих родителей. Но работать мне приходилось и приходится даже сейчас, когда мне уже за 55 от зари до зари. Но я не жалею. По правде, впрочем, сказать, – если бы всё и всегда я делал точно по закону, я бы всё-таки не смог стать тем, кем стал, и добиться таких результатов. С другой стороны, к моему счастью, эта область деятельности, в связи с развитием высоких технологий, в последние годы пошла резко в гору, так что помирать рановато». 

«– Ну и как тебе на новом рабочем месте?

– Ужасно! Но что же делать? Приходится хоть как-то “входить в систему”. Самое ужасное то, что относятся к нам – патрон и его приближённые – как к каким-то пешкам. А ведь это мы делаем основную работу, мы, массажисты. А после сеанса массажа нам велено уходить в закуток и ждать новых клиентов, сидеть на каких-то мешках с грязным вонючим бельём…»

«– Ну и как тебе работается в “Галери Лафайет”?

– Как? Домой прихожу без ног. И ладно бы зарплата была большая, а то просто мизер. А работаем ведь мы часто вечерами, до 22 часов, часто в выходные дни. А когда периоды уценёнки, так вообще от зари до зари.

– Так вам доплачивают?

– Нет.

– Так почему же вы молчите?

– А ты попробуй выступи. Зачинщиков найдут способ уволить, а остальных завалят еще большей работой за прежнюю зарплату».

«– Ты слышал, что сегодня по радио передавали?

– А что?

– Один пекарь, 43 года, проработавший много лет в булочной, подал в суд на своего патрона, хозяина булочной. Адвокат пекаря говорит, что есть все документы, свидетельствующие, что этот пекарь работал многие годы буквально от зари до зари за минимальную зарплату – работал не 8, а 12 часов в день, кроме того, ему никогда не оплачивали отпуск, работал он и по праздникам, и по выходным. Наконец ему всё это надоело, он подал в суд на своего патрона и, по подсчётам, хозяин булочной должен этому пекарю ни много ни мало 38 тысяч евро! На эти деньги этот пекарь – если суд вынесет окончательное решение – сможет открыть собственную булочную».

«– Я смотрю, за шесть лет ты переменила несколько предприятий-офисов. Почему? Не сидится на одном месте?

– Дело не в этом. А в том, что когда я начинала работать по данной специальности, то, естественно, могла рассчитывать только на начинающее предприятие – ведь когда кто-нибудь открывает свою частную лавочку, то сначала берёт на работу не очень квалифицированных работников, т. к. вначале ему нечем платить. А у меня опыта ещё не было никакого. Так, я сначала работала на одном предприятии, за маленькую зарплату, а работы было очень много. Я очень уставала. Потом прошло время, появился опыт, но зарплату мне никто повышать не собирался. Так я свернула манатки и ушла в другое место – работы мне не убавилось, но зарплата была больше, да и ближе к дому. А теперь я работаю почти как сама себе хозяйка: зарплата в два раза больше, чем в самом начале, окружение – коллеги, я имею в виду, – лучше, и от дома недалеко. Но работы по-прежнему много. Однако хоть есть за что страдать».

«– И как это тебе удалось устроиться в такое блатное место – в банк?

– Как? Через мужа. Правда, я работаю в другом банке, чем он.

– Но у тебя же нет никакой банковской специальности.

– Нет – будет. Я сейчас хожу ещё на курсы. А на работу меня взяли на порционное время, но работой заваливают по полной программе. Но что делать, приходится молчать: ведь по моей настоящей специальности я целый год искала работу, так и не смогла найти.

– И это при том, что у тебя прекрасный французский язык – и устный, и письменный, и три других языка, и знание компьютера?!

– Да. В моей специальности всё работает по принципу связей, а если приходишь с улицы, то шансов один на миллион. Но жить-то как-то надо. Я теперь перешла в банковскую систему и думаю, что это окончательно».

Так какие же выводы может сделать уважаемый читатель из предложенных выше примеров? На чем основано «развитие производительных сил» в капиталистической системе? Каждый имеет право на собственное мнение, но автор предлагает здесь свою точку зрения, основанную не только на чтении скучных выкладок экономистов, но и на многолетних личных наблюдениях. Так, мой личный вывод может кому-то (из экономистов) показаться и спорным, и даже скандальным, но «на чужой роток не накинешь платок», и думается мне, что западная – в том числе французская – экономика основана: 1. На принципе Собственности. С одной стороны, с чего-то необходимо начинать дело, с какого-то материального базиса; 2. На принципе Свободы и личной Инициативы; 3. На Страхе. Прежде всего на страхе потерять работу. Страх – увы, нравится нам это или нет – стимулирует француза работать по максимуму производительно. 4. На эксплуатации. Увы, чем отличается современный Запад от другого мира на Земле, так это модернизированным рабством. Человек попадает в систему-спрут, где ему положено три недели отпуска в год, где работать ему нередко приходится больше положенного времени, где он опутан системой налогов, страхований, правил, где вырваться из паутины порой возможно только через чёрный ход. 5. На секуляризации и дифференциации всех общественных структур и производств, а каждый член общества при этом знает свою, пусть даже и очень маленькую, область деятельности – но знает глубоко, профессионально, детально, обстоятельно. 6. На уважении к другим членам общества и к их правам.

Ну а над всем этим, конечно, возвышается труд (прав Сент Симон!), который, как известно, и создал Че-ло-ве-ка. Но труд труду рознь. Труд – в системе капитализма – но труд во имя чего? Каждый по-своему понимает счастье труда. По одному из опросов – более 60 % французов работают ради денегОколо 14 % – ради престижа. И другие 14 % – ради самого интереса к данному виду деятельности. Правда, те, кто работает ради денег, конечно, работают не ради денег. А выходит, так ради того, что можно на эти бумажные ценности приобрести – другие, более реальные ценности.

Ну, и за всем этим, как тыл, стоят общественные, производственные структуры. И, конечно, государство. Структуры – как система-пирамида иерархий, где каждый работник-муравей знает своё место. Государство как Необходимая Голова: чтобы структуры не рассыпались в хаос. Ради сохранения за государством ведущих структуркоторые не могут иметь частный характер: 1. Составление общего национального бюджета. 2. Химические производства. 3. Государственное медицинское обслуживание (наравне с частным), 4. Национальное образование (параллельно частное, но оно не может быть определяющим). 5. Социальнаяпомощь бедным, инвалидам, престарелым, 6. Борьба с алкоголизмом и наркоманией, которая рассматривается во Франции не как частное дело каждого, а как проблема государственного масштаба, 7. Сохранение памятников культуры. 8. Оборона

Как сказал папа римский: «В наше время миром правят две субстанции – Дух и Деньги». Сказать ли наоборот – Деньги и Дух. Правда, французская экономика идёт не по пути развития духовности, а больше по пути разумности, а Франция и вообще Запад – по пути модернизации и высоких технологий, которые с такой бешеной скоростью меняют жизнь, поведение, критерии ценностей, весь облик Че-ло-ве-ка. И француза в том числе.

«БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК»

Бедные во Франции

Бедность не порок. А может быть, всё-таки порок? Похоже, что во Франции бедность бедности рознь. Есть бедность. И есть Бедность.

«– Я смотрю, твой знакомый который год живёт во Франции, французский язык знает плохо, нигде не работает, даже “по-чёрному”, но как-то при этом существует. Загадка.

– Да нет никакой здесь загадки. Просто во Франции много всяких гуманитарных организаций помощи бедным. И есть люди, которые умеют этим пользоваться.

– И ему не стыдно?

– Что?

– Так жить: паразитировать. Пользоваться гуманностью, свободой и демократией и ничего взамен не отдавать.

– А ведь здесь нигде не записано, что гражданин Франции обязан работать. У него есть право на работу, а использует он это право или нет, это его дело, так же, как и то, на что он живёт. И где. Вот я, например. Когда я только приехал во Францию, сначала легально, но потом виза кончилась, я остался уже нелегально и жил (и спал) на улице (или в метро). И никто меня не забирал. Так же, как вообще всех бездомных. Их здесь никто не трогает. Можешь спать в метро, под мостом, в парке, на лестнице в доме, в паркинге, на кладбище… Потому что никто от потери жилья не застрахован, а бесплатно его никто тебе не предоставит.

– И на что же ты тогда жил?

– На что! На то, что подадут.

– И хорошо подавали?

– Раз на раз не приходится. Но если так “работать” в хорошем месте и в часы-пик, то в день можно заработать 15–20 евро. Кроме того, питание нередко бесплатное: в маленьких магазинчиках бездомных подкармливают.

– Так ты был богатый! На продукты не тратился, ни на жилье, ни на страховки, ни на налоги. Куда же ты деньги девал? Копил? Родным в Россию отправлял?

– Нет. Я пил. С горя…»

«– А на что твои родители живут? Ведь они не работают, а по возрасту ещё не пенсионеры.

– На пособие по безработице. Но мама подрабатывает “по-чёрному”: сидит с детьми. Потом у них ещё социальная помощь на оплату жилья».

«– Именем закона, откройте, – полиция!

– А в чём дело?!

– У вас назначен обыск. 

После обыска в квартире HLMа было найдено более 60 тысяч евро наличными в банках из-под продуктов. В полицейском участке последовал допрос:

– Объясните, откуда у вас эти деньги, когда ни вы, ни ваша жена вот уже несколько лет не работаете, а получаете пособие по безработице?

– Это не наши деньги. Нам принёс один знакомый, просил спрятать.

– Кто такой?

– Мы его не знаем. Это какой-то знакомый другого нашего знакомого.

Длительный допрос ничего не дал, т. к. опрашиваемый от денег отказывался, а установить, откуда они появились в доме, оказалось невозможным, хотя полиции было известно, что данная семья участвовала в действиях мафиозной структуры по воровству антикварной мебели в домах и квартирах и вывозу её для продажи за границей».

«– На что ты живёшь?

– На пособие по безработице.

– А так не скажешь… Прикид у тебя больно фирменный.

– Не обманешь – не проживешь. Пособие по безработице – это только прикрытие. А так, если честно, я в определённые периоды выезжаю за границу и там работаю. И там же деньги храню.

– А почему то же самое тебе не делать во Франции? По той же специальности.

– Очень надо пахать на государственные налоги! А так я посчитал: через пять лет я смогу купить себе хорошенький домик – сначала за границей, а потом его продам и куплю во Франции. И открою здесь своё дело. Но сначала надо “накрутить”. А здесь я буду “накручивать” двадцать пять лет и при этом пахать как папа Карло, от зари до зари…»

Существует понятие бедности абсолютной. То есть нижнего предела существования, за которым уже нет существования. Этот предел одинаков для всех рас, наций, народов, стран и высчитывается из минимально необходимого для жизни – питание, одежда и жильё. Правда, нормы всё равно неодинаковы: для холодной России или Канады другие критерии “минимальной корзины необходимого” (термин экономистов), чем для тёплой Италии или жаркой Танзании. Есть также и так называемая условная бедность: высчитанная специалистами каждой страны для каждого конкретного случая. Например, для Франции условная бедность считается 18 евро в день на человека. То есть сумма, в которую, как считается, входит самое необходимое – питание, минимум одежды и жильё. Исходя из этой суммы, во Франции выплачивается пособие по безработице – всем безработным, которые стоят на бирже по безработице больше года, независимо от того, работали вы во Франции или нет, и даже от того, имеет ли безработный, например, приобретённое жильё или он съёмщик жилья. Пособие по безработице составляет половину минимальной заработной платы, т. е. примерно 550 евро в месяц. Если у безработного есть другие члены семьи, которые не работают, то на каждого члена семьи полагается добавка, но сумма, конечно, меньшая – на второго члена семьи около 150 евро, на третьего (например, на ребёнка) около 90 евро, с третьего ребёнка – по 120 евро. Кроме того, существуют различные помощи бедным – так называемые аллокации: на оплату жилья, на оплату столовой детям в школе, на частичную оплату няни, на частичную оплату транспорта; минимум по старости (получает около 1 миллиона пенсионеров, или 20 % всех вышедших на пенсию), аллокация взрослым инвалидам (её получает около 500 000 человек), аллокация женщинам с детьми (получают около 560 евро в месяц), аллокация по вдовству (около 14 000 вдов с детьми получает около 400 евро в месяц аллокаций), аллокация некоторым группам безработным, которые не имеют права на обычное пособие по безработице, т. к. не работали пять лет в течение последних десяти лет во Франции (около 300 000 человек); аллокация следующим группам лиц: матери-одиночки, лица меньше 25 лет.

И главное – предоставление так называемого HLMа, государственного типа жилья для бедных, плата за которое в несколько раз ниже, чем при съёме обычного жилья.

Кроме того, существует масса так называемых гуманитарных и негосударственных организаций по помощи бедным, типа «Салют Армии» (помощь бездомным), «Рестораны сердца» (бесплатные обеды), «Спасение католиков» (помощь бедным от католической церкви), «Народное спасение» (помощь в питании, одежде, жилье и медикаментах), «Бесплатная юридическая помощь» (а вообще, для всех других категорий – юридическая помощь платная и не такая уж дешёвая), «Красный Крест», «Фундамент Франции», «Ателье-помощь» (центры помощи в бесплатном обучении мастеровым профессиям для бедных и безработных: здесь они обучаются, работают, но бесплатно, после чего им помогают найти по данной специальности работу), «Крыша сердца» (помощь для бездомных в поиске жилья) и т. д.

В общем, с голоду умереть не дадут, если только вы сами не пожелаете – окончательно и бесповоротно – «уколоться и упасть на дно колодца», и там и пропасть.

И сколько же всё-таки во Франции бедных? Удивительно, но факт: точное число неизвестно. Легче, оказывается, выяснить число богатых, чем установить количество бедных. По одним данным, 1 миллион крайне бедных и примерно 5 миллионов бедных – то есть три с половиной миллиона безработных и остальные – малооплачиваемые работающие. По другим данным, около 17 миллионов бедных. Нам же кажется, что первая цифра явно занижена, а вторая – завышена. Исходя хотя бы из того, что в государственном жилье типа HLMа живёт около 13 миллионов, а на HLM имеет право в основном бедная категория населения. Стоит заметить, впрочем, между делом, периодически всплывают дела по использованию этого типа жилья лицами, которые не имеют на него никакого права: так, используется оно порой функционерами, работающими в мэрии или в прилегающих к мэрии организациях, или их близкими родственниками, и ясно, с какой целью (сохранения зарплаты, – и не забудем, что нормальное жильё в расчёте с коммунальными услугами отнимает от 20 до 50 % доходов).

В европейском сообществе в целом считается, что 18 миллионов крайне бедных, по другим данным – 44 миллиона, а вместе со странами бывшего соцлагеря – около 100 миллионов бедных. И это при том, что Европа вместе со странами Северной Америки является самым богатым континентом в мире!

Вообще говоря, парадоксальное явление: если ближе присмотреться к феномену бедности во Франции, то выясняется нечто такое, что на первый взгляд может показаться непонятным и даже невероятным. Но факт. Бедным здесь быть не стыдно, но… выгодно. Именно так – выгодно. Выгодно ничего не делать, и за это ещё что-то получать от государства, от гуманитарных организаций и, простите, от тех, кто работает, потому что это они своими налогами поддерживают бедных на нормальном уровне существования. Это они, работающие, оплачивают безработным пособие по безработице. Это с их налогов существуют всевозможные помощи-аллокации бедным. Это они оплачивают государственное жильё бедных. Это с их налогов дети бедных бесплатно питаются в школьных столовых.

Интересно заметить, что, например, работающий бедный, который живёт в государственном HLMе, в случае повышения социального статуса и зарплаты обязан освободить площадь. В этом случае он должен искать нормальное жильё. А оно дорогое. И при подсчётах выясняется, что… лучше иметь низкую зарплату, мало работать и жить в почти бесплатном HLMе, чем получать зарплату в два раза больше и в два раза больше работать, но отдавать в два раза больше за нормальное жильё. Кроме того, прекращаются всяческие аллокации: если вы хорошо зарабатываете, то вы оказываетесь способны оплачивать всё необходимое – жильё, страхование, школьное питание детей. И конечно, ни на какую гуманитарную помощь вы уже также не можете рассчитывать, т. к. для её получения необходимо документальное доказательство вашего бедственного положения. В общем, хотите верьте, хотите нет – но опытным путём жизненных наблюдений доказано – быть бедным во Франции не так уж и плохо: работаете вы мало (причём чем меньше, тем лучше для вас), а со всех сторон вы получаете достаточно для нормального, пусть и минимального существования. Кроме того, можно всегда подработать «по-чёрному» и тем самым избежать налогов (а бедные во Франции вообще не обкладываются налогами).

В общем, бедность во Франции по большей части порок. Порок лени и психологии паразитизма. Но порок ненаказуемый, а даже поощряемый: бедный человек в массе своей неактивен, живёт тихо, никому не мешает, поглощает массовую культуру, и, главное, «не возмущает общественного порядка». А если возмущает? Все эти сити-HLMы давно привлекают к себе общественное внимание именно как рассадники бандитизма, наркомании и прочей преступности.

Хотя, конечно, профиль современного французского бедного широк, он больше не укладывается в классические рамки бедности по многодетности или бедности по социальным корням (из поколения в поколение). Попасть в разряд бедных можно в течение жизни, даже если вы никогда не были ленивы, даже если у вас высшее образование, даже если вы любите работать. Например, вы выходите на пенсию, но вы – мать пятерых детей – растили детей, дали им хорошее образование, однако никогда на производстве не работали. А ваш супруг умер, и всё наследство по закону перешло к детям и другим родственникам вашего мужа. Да, именно так. И к другим родственникам. Если вы жили с ним в режиме «разделения имущества», в конце жизни оказываетесь без средств к существованию (таков закон!). И всё, на что вы можете рассчитывать, – это пенсия как вдове (по потере кормильца), которая меньше, чем получает пособие по безработице. И если дети не согласятся вас содержать, вы очень даже можете оказаться в конце жизни в HLMе. 

Другой пример, очень распространённый, попадания в разряд бедных: разведённая женщина с двумя и более детьми. По суду не всегда назначаются ей компенсационные алименты, особенно если это развод по обоюдному согласию. А если и назначаются, то нередко очень маленькие, так же, как и алименты на детей. Есть все шансы оказаться в категории бедных.

В разряд бедных также входят нередко студенты и молодые специалисты, которые сразу после университета не могут в течение многих месяцев, а то и года найти работу. И если родители в это время их не содержат, то они в период учёбы и первое время после неё неизбежно попадают в категорию бедных. Поэтому очень многие студенты в течение учёбы подрабатывают – официантами в кафе и ресторанах, сторожами, а девушки – нянями и домработницами, уборщицами в офисах.

К категории бедных принадлежат также все инвалиды, если только у них нет какого-либо «тыла» – богатых родителей или наследства от них или других родственников. Инвалидам предусмотрена особая социальная и материальная помощь во Франции (здесь насчитывается, например, около 600 000 психбольных, не говоря о различных других инвалидах, в том числе и из-за несчастного случая), но всё равно эта помощь не даёт такому человеку подняться над уровнем бедности.

Попадают в категорию бедных и многие (если не сказать большинство) иностранцылегально или нелегально живущие на территории Франции. Известно, например, что среди бездомных – 60 % иностранцев. И это при том, что вообще иностранцы составляют по официальным данным лишь 6 % всего французского населения (цифра явно занижена). И эта бедность объяснима: во-первых, ряд национальных меньшинств, в основном из стран Африки и Ближнего Востока, и были «приглашены» во Францию в своё время именно в расчёте на чернорабочие места – малооплачиваемые. Поэтому из круга бедности этим лицам вообще крайне трудно вырваться. И во-вторых, иностранцы, которые попадают во Францию по другим каналам, в частности все европейские нации из бывшего соцлагеря, ищущие здесь лучшей жизни, в большинстве своём рассчитывают на высокооплачиваемую работу, которая соответствовала бы их уровню образования и профессионального опыта. Однако здесь этим лицам приходится сталкиваться с тем, о чём они даже не подозревали, уезжая из своей страны – то есть с дискриминацией по национальному признаку. Вообще, во Франции об этом сейчас много говорят. И пишут. Но, увы, воз и ныне там. В результате вы можете даже и иметь французский паспорт, полученный в результате натурализации, но это ни на йоту не изменит сути дела: на работу вас всё равно не берут – то есть на ту работу, которая соответствует вашему – высокому – уровню образования. В одних случаях потому, что у вас слишком смуглое лицо. В других – потому, что у вас слишком сильный славянский акцент. В результате многие лица этой категории находят работу (в конце концов, конечно, находят), но на несколько ступеней ниже того, на что фактически они могли бы претендовать, будь у них белое лицо и/или чистая французская речь. Ну и при этом, конечно, оплата тоже соответственная, то есть низкая, что и причисляет эти лица к категории бедных.

Бедными какое-то время могут являться и лица так называемых свободных профессий: молодые, только что окончившие институт юристы, адвокаты, журналисты, врачи, артисты, кинематографисты, музыканты, танцоры, переводчики, писатели. Эта категория лиц, как правило, не имеет стабильного заработка, т. к. работают они по временным контрактам, поэтому многое зависит здесь порой не только от таланта, а скорее от умения найти «золотую жилу»: для врача – умение привлечь и найти свою клиентуру (на это уходят годы), для адвоката – «свои» громкие дела, для художника – найти побочный, но порой самый главный заработок в области пластических искусств (керамика, роспись по шёлку, мозаика, витражи), для музыканта – свой ансамбль и своего импрессарио… На всё это порой уходят годы, и надо сказать, что, увы, очень немногие из тех, кто относит себя к «свободным творцам», попадают в конце концов в разряд богатых.

Но в общем-то, можно сказать, что, конечно, бедность во всех приведённых выше случаях не является жизненной психологией, и лица, попадающие в подобную ситуацию, всеми силами стараются вырваться из неё. Большое значение имеют в этой борьбе такие моменты, как социальный статус, а также желание дать детям хорошее образование. Для многих и то и другое является большими стимулами в поисках лучшей жизни, если только этот «бедный родственник» – честный труженик, желающий жить в ладу с собой и не мечтающий быстро и незаконным способом разбогатеть, по принципу «цель оправдывает средства».

«ЗАПЛАТИТЕ НАЛОГИ!»

Система налогообложения во Франции

Но вот приходит страшный день: четыре месяца висит над вашей головой дамоклов меч, а затем падает. Вы открываете почтовый ящик, а там письмо – полюбовное, то есть с вежливым напоминанием и чистым формуляром, который вам необходимо заполнить – имя, фамилия, сколько неработоспособных живёт с вами под одной крышей (жена, дети, родители, другие родственники) и, главное, сумма ваших доходов. Из этого будет исчисляться ваш подоходный налог.

Если вы свободны как птица, то ваш налог будет намного больше того, кто состоит в браке и имеет детей, т. к. доходы сами по себе, а их распределение – само по себе.

У сожителей (гражданский брак), как это ни парадоксально, более выгодные условия с точки зрения налогообложения, чем у семейных, особенно если у них более двух детей и оба партнёра работают: каждый партнёр обкладывается налогом отдельно, но дети включаются в части. Например, мать зарабатывает 2 000 евро в месяц и имеет троих детей. Её годовой доход делится на три части, отец детей и его доход не принимаются во внимание, даже если он зарабатывает 6 000 евро в месяц. В результате мать вообще оказывается за пределом бедности и освобождается от налогов. Что касается отца этих троих детей – и сожителя этой «матери-одиночки» – то его доход также делится на три части, а доход сожительницы не берётся во внимание. В результате он – дегрессивно – подпадает в системе налогообложения под иную, более низкую планку процентного «изъятия». Абсурд, да и только! Как же можно сохранить статус брака и семьи, если сама система государственной дани среди всего прочего, что разлагает семью, просто толкает молодую пару в пропасть взаимной безответственности?!

Подоходный налог, увы, – прогрессивный. Это значит, что чем больше вы здесь зарабатываете, тем больше отдаёте на развитие общества и структуру государства. Так, бедные вообще не обкладываются налогом. А далее идут следующие планки: 10,5 %, 24 %, 33 %, 43 %, 48 % и 54 %! Понятное дело, не всем эта система дани нравится. Особенно тем, кто подпадает под её высшие процентные планки. И здесь обнаруживается парадоксальное явление капиталистического общества: с одной стороны, инициатива, активность, деятельность всячески поощряются (в частности и денежной помощью различных коммерческих и некоммерческих структур и банками), а с другой стороны – душится налоговой системой. Мол, обогащайтесь, но не слишком. В результате многие из тех, кто оказывается в числе не только званых – которых, как известно, много – но и избранных, начинают хитрые игры укрывания от налогов. Способов, как оказывается, не так уж и мало, но нам не хотелось бы делиться нашими познаниями в этой области с российской публикой.

Но подоходный налог – это, вообще говоря, для многих это капля в море по сравнению с налогом на жильё. Если вы съёмщик жилья, то вы платите – раз в год – обычный жилищный налог. Если вы собственник жилья, то плюс к этому налогу платите налог на собственность.

Кроме этого, существует особый налог на наследство

В наследство входит: недвижимость, объекты антиквариата, коллекционирования, искусства, наследственные драгоценности, авторские права, в том числе и на изобретения, а также права индустриальной собственности (если вы директор и собственник магазина, фабрики, агентства, переданного вам по наследству).

По официальным данным, подоходный налог с населения составляет лишь четвёртую часть всех налогов Франции. Сбор «дани» распределяется следующим образом: ежегодно всего около 300 млрд евро. Из них: 44 % – с продажи в коммерческой сети, 21 % – подоходный налог с населения, 15% – с обществ, офисов, 11 % – с нефтяной продукции, 6 % – с регистрации документов (нотариус, водительские права, визы, авторские права, лицензии и т. д.) и 3 % – другие ресурсы налогов.

Но на что же всё-таки идет собранная «дань»? Так, каждый гражданин Франции знает, что отданные им на благо общества деньги распределяются следующим образом: 24 % – страхование, юстиция, развитие сельского хозяйства, оборудование индустрии, экология, озеленение; 20 % – образование и наука; 13 % – пособие по безработице, пенсионный фонд, помощь бедным, медицина; 12 % – оборона страны; 12 % – местные власти;12 % – государство; 5 % – финансирование бюджета европейского сообщества, 2 % – функционирование министерств.

И – обратите между делом внимание: ничего не предусмотрено на развитие культуры. Культура – и её структуры – остаются вне внимания государства. Правда, из бюджета государства (12 %) и местных властей (тоже 12 %) выделяются необходимые суммы на библиотеки, музеи, памятники культуры, развитие архитектуры населённых пунктов. Но в общем и в целом культура предоставлена сама себе, развивается спонтанно и на частной основе.


[1] Примечание от автора. 42 главы из данного эссе были опубликованы: в книге «Эпоха Техно» (Москва, изд. Вест-Консалтинг, 2018), в сборнике прозы, эссе, публицистики «Зеркало жизни» (Рига, Изд. МАПП), журналах «День и Ночь» (Красноярск), «Новый Свет» (Торонто, Канада, 2020), портал-журнале «Мастерская» (Ганновер, Германия, 2019), сборнике поэзии, прозы, публицистики «Русское Зарубежье» (Волгоград: изд. «Перископ-Волга», 2021), альманахе «Царицын» №1(12) (Волгоград: изд. «Перископ-Волга», 2024), сборнике поэзии, прозы, публицистики «Библиотека современной литературы» (СПб.: изд. «Четыре», 2024), в сборниках поэзии, прозы, публицистики «Человек слова» (СПб.: изд. «Четыре», 2024) и «Дар бессмертный» (СПб.: изд. «Четыре»), на портале сайта Евразийской творческой гильдии в рамках международного конкурса «Евразия – 2021, 2023». Данный отрывок, состоящий из 3 глав, из эссе «Франция, семь лет размышлений», ранее нигде не публиковался. Публикуется с незначительными сокращениями. Эссе «Франция, семь лет размышлений» удостоено золотой медали на конкурсе АЕА – 2022 – Международная академия современных искусств, РФ.