Рецензия на стихи Людмилы Полежаевой
Благодаря богатому словарному запасу Людмила Полежаева создаёт визуально зримые образы. Ей нравится работать с выразительной, насыщенной лексикой. На этом строится поиск новых смыслов и отношение к творчеству. Такова «живая лира» «способной девушки», героини стихотворения. «Дотошность и старанье ювелира – в поэзии быть не должно иначе».
Автор не ищет лёгких путей. В её текстах есть сюжетные конструкции, в которых виртуозно описывается какое-либо событие или ситуация в определённой цепочке: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Например, молодой человек «не любил стихи», они ему «как в горле кость», что становится причиной раздора с невестой – «поэзией она увлечена». И он постепенно, «за шагом шаг», «как в зарослях глухих – в стихосложенье», изучает его язык, технику и приёмы. «И после многодневных упражнений» «ритмические тексты сам слагал». «Хлынули эпитеты, сравненья, как ливень» – написано полноценное произведение.
В импрессионистских стихотворениях Полежаева действует по канонам метода: мазок за мазком, эмоция за эмоцией. Метафоры, олицетворения, сравнения, метонимии, синекдохи, эпитеты вплетаются в содержание и активизируют воображение читателя. Большая роль в этом отводится и глаголам. «Тучи медленный гавот… танцуют». Мы можем представить старинный степенный танец и перенести его на словесную форму образа. В метафоре «ты в чувствах, шлифуя их, выгранив, оставил зарубками след» видится металлический инструмент, который шлифует человеческие чувства (хотя в тексте нет этого предмета).
Автор мастерски владеет приёмом звукописи. «По крыше грохоча», скатилась льдина. «Ритм, триолей переливы – звончатая филигрань». Это «звуковая ткань» весеннего дня. В изображении осени не только зарисовки в красках или увядание, но и ускорение времени. Поэзия Полежаевой философская, но не с умственными рассуждениями. А философия с законченными и самодостаточными мыслями, которые предлагают читателю думать самому и делать выводы. Темы её творчества – природа, поэзия, взаимоотношения мужчины и женщины. Щемящие строки о расставании, о конечности жизни трогают сердце и рождают высокую степень сопричастности.
Максим Замшев,
главный редактор
«Литературной газеты»