Единство – в борьбе

Отзыв на книгу Анатолия Белоусова «Уроборос»

Земля вырождается; есть признаки того,

что мир быстро приближается к концу.

Из надписи

на древнеассирийской

глиняной табличке

А нету рая, нету ада,

Никуда теперь не надо!

А. Башлачёв, «Ванюша»

О скором наступлении конца света заговорили очень давно. Как сказал один из персонажей знаменитого «Облачного атласа»: «Предвкушать конец света – самое древнее развлечение человечества». В христианской Ойкумене ждать его стали чуть ли не на следующий день после Вознесения. А если копнуть глубже…

Но не будем ворошить прошлое. Картины скорого апокалипсиса человечество наблюдает в каждом своём поколении, в них и Мор, и Глад, и Война, и у каждого своя Звезда Полынь. Речь о другом. Как-никак уже третий десяток пошёл, как закончились громкие предсказания. Настало время писать не о конце конца света, а о том, что нас ждёт за ним. «То, что произошло, так или иначе должно было случиться. Иного пути не было».

«Уроборос» – книга-парадокс, где сходятся параллельные прямые, «слетают с катушек» пространство и время, что уж тут скажешь о людях?.. Кто-то оказывается в раю – Гимиле, а кто-то в Тофете, в Хиноме, созвучном названию местности, отведённой для наказания людей, позднее транскрибировавшейся в Геенну, в полном дерьме (иногда в прямом смысле), где даже у сильных этого мира случаются не только «шикарные сигареты и стильный плащик…».

Вот только где же оказались в результате праведники, а где грешники? Или нет таких понятий на самом деле, потому что с каждым годом рай и ад сходятся, чтобы промчаться на встречных курсах. «По сравнению с тем, что здесь творилось всего несколько лет назад, это самый настоящий рай».

Интересен сам способ построения романа (да-да, романа, поскольку текст, несмотря на небольшой объём, содержит все его признаки): каждая глава несёт в себе смену не только места, но и времени. Герои перемещаются скачками, что добавляет произведению особый нерв. А Уроборос – как будто мало в нём закольцованности – вдруг превращается в ленту Мёбиуса.

Автор щедр на аллюзии, порой весьма тонкие: «2-13-85-06» – набирает телефонный номер герой. Одна цифра, а какая разница! Дюжина становится чёртовой, божественное – дьявольским. Вот радиопозывной «Тофет» – и тут же сцена, подчёркивающая назначение этого слова. Или стинкарды – что это за банда, поймёт любой мало-мальски ориентирующийся в английском.

В тексте то угадывается страна («огромная и могучая страна»), то мир снова становится космополитичным (может, из-за наднациональных имен героев, да и проблем, пожалуй?). Где мы, в ремарковском прошлом или в лазарчуковском будущем? В белоусовском настоящем?

Но любой новый мир, даже с «принципиально новым общественным строем», – это первый шаг к концу света. И, как писал великий мастер и король ужасов, «Конец света маловероятен. Но всегда остаётся надежда».

Юрий Иванов,

редактор издательства «Четыре»