Запечатлëнный выдох времени

Отзыв на прозу Наиры Григори

Наира Григори – из тех авторов, что сразу берут быка за рога. Начинает свои прозаические зарисовки она сразу с события, с действия. Её проза легко сравнима с драматургией. Герои постоянно имеют скрытую интенцию своих поступков, и поэтому текст всегда напряжён, неизменно держит нас во внимании.

В первом рассказе мы сразу, с первых предложений, входим в ситуацию. И то, что главное стартовое событие произошло до начала действия, играет роль музыкального затакта, служащего для того, чтобы дыхание бралось легко и было длинным.

Длинное дыхание свойственно прозе Наиры Григори. Она плетёт нити-фразы, как парка, почти не поднимая головы, но, если поднимает, сразу видит новую неповторимую деталь. Интересно её ощущение времени. Всё происходит последовательно и при этом сразу. Когда жена смотрит на мужа и поражается, куда делся давний красавец-легкоатлет, это не просто выплеск ностальгии по прошлому, это запечатление в моменте того, что время нелинейно. И можно проходить огромные его промежутки за секунды, но застревая в мельчайших периодах едва ли не навсегда. Время душ волнует автора. И то, как она делится этими волнениями, в какую сюжетную и композиционную структуру облекает, меня сильно трогает.

В рассказе «Ветер» автор показывает нам современного трикстера. В произведении есть судьба человека, трагическая, но богатая событиями, яркая, но несчастливая, с тайной. Это типичная литература тайны, где мы находимся в некотором сюжетном неведении, но к концу оно рассеивается, превращаясь в невиданную художественную ясность.

Время, жизнь и смерть – вот темы этого автора. Чтобы с ними сживаться в литературе, нужно быть вровень с ними. У автора это получается!

Максим Замшев,

главный редактор

«Литературной газеты»