Интервью с Валентиной Сидельниковой
– «Я не поэт, я только секретарь», – признаётесь вы и предлагаете читателям целый сборник лирических стихов. Расскажите, с чего всё началось: первая проба пера, первое четверостишье?
– Сейчас уже трудно сказать, какое стихотворение было самым первым. Писать стихи я начала в школе, когда была редактором общешкольной стенгазеты. Это были небольшие зарисовки жизни вокруг меня, поздравления и стихи к праздникам. А потом это увлечение то забывалось, то снова накрывало кипящей волной, с каждым разом всё более сильной и осознанной.
– В сборнике стихов «Калейдоскоп» пять разделов. А есть ли у вас любимая тема, на которую вы можете писать всегда, независимо от настроения?
– Любимая тема? Да, пожалуй, – это стихи о природе, нашей, родной, русской. В лесу, в поле, на речке, на море я всегда ощущаю какое-то особое состояние души. Мне хорошо и привольно. Тут и покой, и радость, и умиление… Я могу часами любоваться травинками, листочками, бескрайними далями и маленькими лесными полянками, небесными узорами из облаков и туч и красотой стихии дождя… А ещё, конечно, любовь. Именно любовь помогает раскрыться всему, что пряталось где-то в глубине души, о чём мы сами и не подозревали.
– Вы можете себя заставить начать сочинять стихотворение, или это всегда происходит только по вдохновению?
– Да, больше по вдохновению, когда строки буквально бегут, возникая из ничего, и не надо подыскивать слова. Они сами приходят в этот момент. Бывает, что-то зацепит взгляд, возникнет строчка. И хотя кроме этой строки пока ничего нет, но этот первый блик вдохновения не даёт покоя, свербит в мозгу, и постепенно рождаются строки. А если надо написать на заданную тему, то сначала идёт внутренний протест и будто нет подходящих строк. Но опять начинает свербеть, не давать покоя… и через какое-то время появляются стихи, вроде и ниоткуда.
– В разделе «Настроение» вашего сборника все стихи в основном о вечере или ночи, осени и непогоде. Поделитесь, пожалуйста: с чем связано такое настроение?
– Вечер, ночь, грусть заставляют прислушаться к себе, к своим ощущениям. Хотя на самом деле каждое стихотворение – это настроение, притом разное. У меня, например, есть стихотворение «Лёгкий шаг». В нём нет ни грусти, ни ночного настроения, но это короткий стих с настроением. Вот оно:
Лёгкий шаг сегодня, я почти бегу.
А куда? Да просто на работу.
Просто птицы кличут к нам весну.
Просто утро расплескало что-то,
Золотой зарёю разлилось,
Разбежалось в окнах отраженьем.
Просто утро в сердце отдалось,
Пробудилось лёгкостью движенья.
– Ваши стихи очень эмоциональны. Например, стихотворение «Боль» – небольшое, но напряжённое, передающее гамму чувств. Скажите, эмоциональное напряжение истощает вас как поэта или придаёт новых сил для дальнейшего творчества?
– Эмоциональное напряжение меня взбадривает и не отпускает, пока не получится стихотворение. Это будто наболевшее вырывается наружу, после чего становится спокойно и умиротворённо на душе. Главное, иметь под рукой бумагу и ручку, иначе невозможно перестать прокручивать в уме строки, а это утомляет, особенно если происходит ночью. Не успокоишься, пока не запишешь.
А когда долго не писала, становится не по себе, чего-то не хватает. И я снова пристально вглядываюсь вокруг или прислушиваюсь к себе, чтобы, написав стихотворение, обрести душевный покой.
Интервью подготовила и провела
Алексия Сандрин