Алла Валько

Состоит в Российском союзе писателей. Автор книг «39 лет в почтовых ящиках», «Америка моими глазами», «Об Украине с открытым сердцем», «Калейдоскоп чувств и событий в жизни Аси и её подруг», «Преподаватели и студенты класса английского как второго языка в Калифорнии», «От миллениума до пандемии», публицистических и путевых заметок, репортажей, иронической прозы и рассказов.

Победитель и лауреат конкурсов Московской городской организации Союза писателей России, Интернационального Союза писателей и издательства «Четыре» (СПб.).

Награждена: ИСП Золотым дипломом и медалью Московской литературной премии; МГО СПР именной статуэткой «Золотая звезда» и орденом им. С. А. Есенина; РСП Пушкинской медалью и медалями Чехова, Бунина, Некрасова, Горького, «Святая Русь», Пушкина, звездой «Наследие» (2022, 2024); издательством «Четыре» орденом I степени в номинации публицистика, знаком «Золотое перо русской литературы, медалью за вклад в развитие книжной индустрии, сертификатом читательского признания; ИД Максима Бурдина литературной премией «Русское слово», дипломом номинанта литературной премии Мира за особый вклад в развитие русской словесности в России и за границей и другими.

И снова в путь. Атаскадеро

В 2024 году дочь подарила мне на день рождения не менее увлекательное приключение, чем предыдущие. На этот раз мы совершили автомобильное путешествие, и наш путь пролегал на север.

Планы у нас были грандиозные, и мы успешно их осуществили. Конечной целью первого дня было посещение Сенсорио, но по пути туда мы сделали остановку в городе с необычным названием Атаскадеро. В этом названии меня развеселил первый слог – «атас». Когда я впервые услышала его, то по аналогии вспомнила о лекарстве для сосудов тоже с весёлым началом, которое мне выписал местный терапевт: аторвастатин.

Всё разъяснилось, когда я прочитала в интернете, что испанское слово atascadero в широком смысле означает «трясина» или «болото». Оно образовано от глагола atascar, что означает «застревать» или «мешать».

Миновав Санта-Барбару, мы поехали в Атаскадеро по живописной автомагистрали 154, которую также называют шоссе Чумаш (по имени местного индейского племени). По обеим сторонам дороги открывались великолепные виды на густую растительность, которая в эти июньские дни ещё не подверглась губительному воздействию обжигающих солнечных лучей и потому была пышной и ярко-зелёной.

По мере продвижения на север пейзаж понемногу менялся, и теперь мы видели низины и холмы, сплошь покрытые сухой жёлтой травой – диким овсом и другими растениями, – на фоне которой яркими тёмно-зелёными пятнами выделялись деревья и кустарники.

Свернув на автомагистраль 101, мы вскоре достигли Атаскадеро.

Город встретил нас солнечной погодой и теплом. Первое, что мы увидели, ступив на просторную лужайку перед зданием Сити-холла, были фонтан и скульптура «Борьба вакханок в Затонувших садах».

Затонувшие сады – это большой парк, в котором, собственно, и расположен город.

Мы направились к внушительному зданию Сити-холла в стиле итальянского Ренессанса, фасад которого украшен колоннами. С одной стороны от него на флагштоке развевались флаги США и Калифорнии, а с другой был установлен стенд, рассказывающий об истории создания города и его основателе Эдварде Гарднере Льюисе.

 Первоначально этот район принадлежал коренным американцам – индейцам племён салинан и чумашей. В конце XVIII – начале XIX века испанские францисканцы основали 21 миссию вдоль побережья Калифорнии, в том числе вблизи будущего города. В 1821 году Мексика получила независимость от Испании, и Калифорния стала мексиканской провинцией. Когда правительство Мексики секуляризовало земли миссии, то мексиканский губернатор Хуан Альварадо подарил ранчо частному лицу. В результате различных смен собственности и после того как Калифорния стала 31-м штатом США, ранчо Атаскадеро перешло в собственность Дж. Х. Генри.

В 1912 году Льюис, успешный издатель журнала, собрал группу инвесторов и, заплатив Дж. Х. Генри по 92,7 долларов за гектар, купил ранчо Атаскадеро. В 1913 году Льюис покинул Юниверсити-Сити в штате Миссури, где он жил и работал, переехал на запад, чтобы создать то, что должно было стать образцовым сообществом, и в том же году основал Атаскадеро.

Чтобы построить поселение своей мечты для ожидаемых 30 000 жителей, Льюис воспользовался услугами экспертов в области сельского хозяйства, инженерии и городского планирования. Им были посажены тысячи гектаров фруктовых садов, установлена система водоснабжения, началось строительство дороги длиной 29 км через горы Санта-Люсия к океану. Используя свои печатные станки, Льюис начал рассказывать миру о своём поселении на центральном побережье Калифорнии.

Сейчас Атаскадеро – город в округе Сан-Луис-Обиспо с населением около 28 300 человек. Он находится дальше от океана, чем большинство других городов округа, поэтому обычно здесь более жаркое и сухое лето со значительными суточными колебаниями температуры и более прохладная зима, чем в близлежащих городах.

 Центром запланированного Льюисом поселения стало здание, возле которого мы сейчас стояли. До тех пор, пока оно не было повреждено землетрясением 2003 года, в нём располагались мэрия и музей. Построенное в 1918 году из кирпича из местной глины, это уникальное и красивое строение стало одной из исторических достопримечательностей Калифорнии. После значительной модернизации и ремонта здание мэрии вновь было открыто в 2013 году.

Мы продолжили знакомиться с городом. Пройдя под аркой, на которой значилось “Centannial Plaza” («Площадь Столетия»), мы оказались в районе Colony (Колония). Отсюда началось строительство города. На его гербе представлена Ротонда и указаны две даты: 1913 – год основания города, и 1979 – год включения его в реестр городов округа.

Сейчас осталось мало свидетельств оригинальной архитектуры и городского дизайна Атаскадеро: исторические здания и дома были снесены, чтобы освободить место для более современных застроек, а общественный парк «Затонувшие сады» был разделён пополам автомагистралью. Одним из немногих сохранившихся примеров оригинального городского дизайна является здание Ротонды из железобетона и кирпича местного производства. Её строительство обошлось городу в 180 000 долларов. Здание было куплено округом Сан-Луис-Обиспо как мемориальное. После регистрации города в 1979 году в нём разместились окружная библиотека, историко-социальный музей и городские офисы. Сейчас заканчивается реставрация здания, и скоро сюда переедут административные офисы города.

В одном из первых возведённых в городе зданий, которое заняла пресса, Льюис издавал газету Atascadero News и журнал фотографий и новостей Illustrated Review.

В Атаскадеро находится необычный дом, который называют Skytherm (Скайтерм). В этом частном доме впервые были применены системы охлаждения и отопления с использованием солнечной энергии и встроенной системы водоснабжения на крыше.

Солнечные пруды на крыше – это уникальные солнечные системы отопления и охлаждения, разработанные Гарольдом Хэем в 1960-х годах. Базовая система состоит из установленного на крыше резервуара для воды с подвижной изолирующей крышкой. Эта система может контролировать теплообмен между внутренними помещениями и внешней средой, закрывая и открывая днём и ночью водяной баллон. Когда необходимо нагреть внутренние помещения, в течение дня водяной баллон открыт, позволяя солнечному свету нагревать воду и сохранять тепло для вечернего использования. Когда нужно охладить внутренние помещения, закрытый баллон отбирает тепло из внутренней части здания в течение дня и открывается ночью, чтобы излучать тепло в более прохладную атмосферу.

Вспомнив об этом доме, я подумала о своём бывшем коллеге, докторе технических наук, профессоре одного из крупнейших технических университетов страны, ныне пенсионере. В настоящее время он живёт в Новороссийске, крупнейшем портовом городе. В июле в этом районе стояла страшная жара – днём в тени было до 40 градусов. Коллега написал мне в WhatsApp, что в окрестностях Абрау-Дюрсо пожар уничтожил 60 гектаров кустарников редких видов и его тушат уже три дня, что у него самого в доме только вентилятор и мало воды в колодце. Он поливает растения в саду и огороде каждый вечер, по кружке под корень. У его тёщи был водопровод, но он сгнил. Новый ему не по карману. Я поразилась: «В городе вода из колодца и туалет на улице!» Его ответ прозвучал гордо: «У меня БИОТУАЛЕТ». В следующий раз он посетовал, что жара отнимает у него все силы. Я заволновалась и отправила ему послание, в котором написала, что жить так, как он, невозможно и что он достоин лучшего. Его ответ обескуражил меня: «Я тут живу, как в раю, если не считать мелочей типа жары да телесных хворей. Одежда есть, еда, питьё тоже. Всё меня устраивает. Работа в саду и огороде по силам. Общения хватает». Получив его ответ, я поняла, что этот человек счастлив тем, что имеет, поэтому писать ему про «небесную терморегуляцию» не стала.

Неторопливо идя по выложенной плиткой дорожке вдоль ручья и постоянно восхищаясь очаровательными пейзажами вокруг, мы в конце концов оказались перед воротами зоопарка. Этот единственный в округе Сан-Луис-Обиспо зоопарк Чарльза Пэддока расположен на территории площадью пять акров. Перед воротами в зоопарк установлена скульптура основателя зоопарка Чарльза Пэддока, отлитая в бронзе Генезисом Бронзой. Левой рукой он, входя в зоопарк, открывает калитку, а в правой держит какую-то зверюшку. Рядом со статуей установлен стенд, на котором выгравировано:

Добро пожаловать в мой зоопарк.

Прежде чем вы войдёте внутрь, я хочу, чтобы вы познакомились с Космо Топпером. Возможно, он похож на старого уродливого опоссума, но он особенный. Он был моим первым животным ещё в 1995 году, когда зоопарк только открылся. Если вы протянете руку и потрёте его морду, это принесёт вам удачу.

Скульптура, созданная Марком Гринуэем и установленная в 2015 году, посвящена 60-летию основания Чарльзом Пэддоком замечательного общественного зоопарка и навсегда останется данью уважения и признательности этому человеку. Она также посвящена памяти его сына Майкла Дж. Пэддока, капрала Корпуса морской пехоты США, отдавшего жизнь на службе своей стране во Вьетнаме. За свою доблесть он получил медаль «Пурпурное сердце» и две «Бронзовые звезды».

В зоопарке представлено несколько видов уникальных животных, которых редко можно увидеть в зверинцах такого небольшого размера: ямку, похожую на кошку с длинным голым хвостом, красную панду, малайского тигра, лемуров и маленьких смешных сурикатов, похожих на сусликов, а также множество других интересных млекопитающих, птиц, рептилий и насекомых.

За последние тридцать лет Ассоциация зоопарков и аквариумов признала этот зоопарк аккредитованным. Аккредитация присуждается за постоянные усилия по сохранению и достижению высоких стандартов содержания животных. Известно, что в США из 4 000 зоопарков аккредитованы только 230.

Мы продолжили прогулку по парку, наблюдая за его многочисленными посетителями. Была суббота, и многие приехали сюда большими группами. Особенно много было мексиканцев. Увидев, что я фотографирую группу молодёжи, готовившуюся к какому-то торжеству, молодые мексиканцы приветливо помахали мне руками.

Я узнала, что согласно акту 1914 года продажа земли в Атаскадеро была разрешена только белым. В год столетия основания города Паула Маккембридж специально для издания «Трибуна» написала статью, в которой говорилось: «Сегодня Льюиса почитают за то, что он основал Атаскадеро столетие назад, но в пункте, который он включил в документы на землю, говорилось, что только белые могут покупать недвижимость в созданной им колонии. Этот факт, отражающий общепринятую практику того времени, был представлен на симпозиуме Исторического общества Атаскадеро прошлой осенью Лоном Алланом, тогдашним историком общества и бывшим главным редактором газеты Atascadero News.

После выступления Аллана в Историческом обществе разгорелись жаркие дебаты. В связи с приближавшимся юбилеем города некоторые члены правления были обеспокоены тем, как следует представлять историю сообщества. Аллан и потомок Э. Г. Льюиса, член правления сообщества Том Льюис существенно расходились во взглядах на эту проблему. В противовес Аллану Том Льюис написал в своей статье: «Что касается жизни только белых в Атаскадеро, то единственной публикацией, которую я когда-либо видел, была брошюра Оскара Уиллета, в которой Атаскадеро назывался “самым белым и умным”, и это не имело ничего общего с расизмом…».

Мы видели в городе немало мексиканцев. Они имеют самое разное расово-этническое происхождение. До 90 % мексиканцев – метисы, то есть они являются потомками от смешанных браков между европейцами, индейцами и негроидными расами, так что сейчас Атаскадеро развивается в духе интернационализма.

Мы прошли дальше, и перед нашими глазами возникло необыкновенно красивое озеро. В будке, установленной на небольшом причале, производился прокат байдарок и водных трициклов. С этого же причала рыбаки ловили рыбу. Чуть дальше на берегу мы увидели изящную беседку.

Последней достопримечательностью для нас стал камень с закреплённой на нём плитой, надпись на которой гласила, что в парке представлены местные растения, парк был учреждён членами сообщества в 1992 году, а 25 лет спустя многие городские компании, а также другие спонсоры и волонтёры, разработали и реализовали проект его реконструкции, так что с 2017 года жители города живут и отдыхают в обновлённом парке.

Время нашего полуторачасового пребывания в Атаскадеро подошло к концу, и мы поспешили к цели нашего сегодняшнего путешествия – в Сенсорио.