Главный проект впереди

Интервью с Мариной Ламбертц-Симоновой

– Вы помните, что стало первым источником вдохновения, когда вы написали в 13 лет своё первое стихотворение? Возможно, какой-то особый момент повлиял на творческое начало?

– Я помню это так хорошо, словно это было вчера! А таких «особых моментов» было много, и они копились во мне, той маленькой и очень чувствительной, хрупкой девочке, с раннего детства, они переполняли меня, но не могли найти выхода – разве что когда с пяти лет я очень серьёзно, «с выражением» читала стихи известных «взрослых» авторов, выступая на разных сценах. Многие моменты жизни находили отклик внутри меня, но я совершенно не представляла, как могу раскрыться и перевести свои чувства в слова… Да я и не мечтала об этом, считая тех, кто пишет стихи, небожителями.

А тогда, в тот самый «первый раз», всё произошло случайно. Родители не пустили меня в школу из-за простуды. Папа, видя, как мне грустно оставаться дома одной, предложил… написать стихи об увиденном за окном. Сначала это показалось мне невозможным, но оконное стекло вдруг от моего взгляда… расплавилось и перестало отделять меня от той мрачной непогоды, царящей снаружи, против моей воли увлекающей меня ветром, снегом, тающим на ходу, умирающим, последним снегом моей тринадцатой наступающей Весны.

И авторучка, словно оправдывая своё название, вдруг сама побежала по листу, и я, не в силах сдержать её, как бы со стороны наблюдала за рождением четверостиший…

И папа одобрил их!

– А какой из литературных жанров – поэзия, проза, тексты песен – является для вас самым близким и почему? И ещё: какие современные темы и вопросы чаще всего находят отражение в ваших произведениях?

– Самым близким является поэзия, с которой я и начинала свой путь в Творчество. Это связано с тем, что я не слишком усидчивый человек, а стихи можно писать всюду: строки приходят ко мне на ходу, даже если я спешу куда-то. Конечно, особенно я люблю писать стихи не только потому, что это такой «ходовой» жанр, но и потому, что они иногда пишутся… сами. Да-да, как будто я записываю строки под чью-то диктовку.

Неожиданно мне понравилось писать и тексты песен, мелодия которых рождается у меня в голове и мучает до тех пор, пока я не переложу их на бумагу. Так я, впервые отправив их на международный конкурс «Поющие поэты», стала его лауреатом, а затем два года участвовала в ежемесячном марафоне по написанию текстов песен в семи различных номинациях и стала лауреатом в каждой из них.

Моё знакомство по совету поэтессы Ларисы Рубальской с композитором Григорием Гладковым и его высокая оценка моего творчества, в том числе в предисловии к моей книге с текстами песен “One Love“, окрылили меня и на этом литературном направлении.

Ну а что касается прозы, то всё начиналось прозаично, хотя довольно смешно…

По роду своей основной работы я контролировала выпуск продукции не только на фабриках, но и в ресторанах и магазинах. Помимо качества я проверяла и «жалобные книги», порой просто зачитываясь как жалобами и благодарностями, так и ответами на них… Для меня это был «Клондайк» очень смешных, а иногда и очень грустных тем для историй… Так появилась моя «Жалобная книга», которую публиковали еженедельно с продолжениями в газете «Вечерний Ленинград». Так что всё началось с юмора, но потом меня стали привлекать истории из жизни, которые я проживала сама или в своём воображении, иногда они рождались из пары строк, услышанных где-то мимоходом, но задевших меня за живое…

А моей самой первой «прозаической» книжкой, которая появилась совершенно случайно, была книга о содержании кошек, которую мы совместно с дочкой готовили в рукописном варианте и вручали новым владельцам котят от нашей кошки. Однажды мне позвонил директор издательства, случайно увидевший эту полезную и весёлую «инструкцию», и предложил издать бумажной книгой.

А потом я стала с радостью писать рассказы и сказки для детей и взрослых, которые были удостоены разных наград.

Так что все рождённые мною «литературные дети»: и стихи, и проза, и тексты песен – мои любимцы и очень дороги мне. Ну а основные темы в моих произведениях – чуткость и тепло человеческих отношений, умение любить, радоваться, находить дорогу к счастью, высокое чувство ответственности за свои поступки.

– У вас очень много публикаций, в том числе и за рубежом, вы участвуете в литературных конкурсах и фестивалях в разных странах мира. Скажите: какой из ваших творческих проектов вы считаете наиболее значимым для мировой культуры? И почему?

– Я думаю, что наиболее значимый для мировой культуры проект у меня ещё не написан, хотя он у меня, конечно же… в проекте! Поэтому мечтаю о долгой творческой жизни, очень плодотворной именно для этого Главного Проекта, который должен будет так ярко и образно рассказать людям нашей планеты о происходящем вокруг нас (причём и большим и маленьким), чтобы они никогда больше не захотели враждовать друг с другом – ни на национальной, ни на какой другой почве, целью их жизни стал мир, а любовь и дружба считались главным богатством и лучшим средством для поддержания здоровья и достижения долголетия. И ещё: чтобы человечество забыло, что такое предательство по отношению и к людям, и к животным, равно как и деление на бедных и богатых… И чтобы всё это не казалось утопией!

А вообще у меня есть масса готовых проектов, при воплощении в жизнь которых я уже сегодня могу с помощью Слова делать наш мир добрее и светлее, начав с воспитания детей, – и на моих стихах и сказках тоже.

И всё же я считаю, что из уже изданных моих произведений особо значимой была книга, посвящённая детям Чернобыля с иллюстрациями детей – победителей международного конкурса, объявленного специально для художественного оформления моей книги, благотворительного проекта Международной гильдии писателей. Ведь книга сплотила множество детей и взрослых из разных уголков России и всего мира, а средства от её реализации были направлены в Чернобыль для помощи и лечения детей, страдающих от последствий аварии.

Важной считаю я и мою большую книгу «Кошки-мышки». Она предназначена для семейного чтения, ведь в ней сотня стихотворений о главных любимцах детей и взрослых, с помощью которых гораздо легче объяснить даже малышам, что такое настоящая дружба, мир и любовь и «что такое хорошо, а что такое плохо».

Горжусь и участием в огромном количестве самых разных тематических сборников, вышедших в Германии (в том числе в издательстве Международной гильдии писателей, эти книги читают во всём мире), и в не менее сорока сборниках издательства «Четыре», где поднимаются самые значимые жизненные темы, в том числе с помощью и моих произведений. Очень рада, что с доброй помощью издательства вышла в свет ещё одна очень важная для меня книга – «Книга на счастье». Ну что может быть в жизни важнее, чем дорога к нему, которую я указываю с помощью самого доходчивого до души средства – Поэзии?..

– Многочисленные грамоты, дипломы и звания – «Золотая муза», «Поэт одного шедевра», премия «Несущая Свет» и другие значимые награды, – как они влияют на отношение к искусству в целом и на ваш взгляд на литературу в частности?

– Любые премии и звания, данные писателю заслуженно, помогают повысить его самооценку и готовность работать ещё лучше, поднимать планку в создании новых произведений ещё выше – в той сфере литературы и искусства, в которой его труд так остро необходим, как он теперь ещё сильнее понимает.

К тому же награды привлекают внимание к творчеству писателя не только читателей, которые должны как-то ориентироваться в море книг, выбирая хоть и на свой вкус, но самое-самое важное, необходимое, вдохновляющее, облегчающее жизнь в трудных ситуациях, дающее надежду, вселяющее веру. Ведь высокие награды присуждаются знатоками литературы и искусства, критиками, издателями, которым наверняка было из чего выбирать. С другой стороны, премии, звания, ордена и медали, полученные писателем, должны привлекать к нему издателей, которые, возможно, с бóльшим вниманием отнесутся и к его новым рукописям, не давая им кануть в вечность в общем нескончаемом книжном потоке.

Для меня лично любая награда – это не просто радость, это сознание своей ещё большей ответственности за будущий литературный труд на новом этапе, на новом витке творческого процесса, чтобы точно оправдать оказанное тебе высокое доверие. Заслуженные награды дарят радость, дают силу заниматься одним из самых сложных и «болезненных» трудов в мире, а отсутствие справедливой оценки этих трудов, внимания загоняет в тень и может лишить хорошего, талантливого автора необходимых для полёта крыльев или сильно ослабить их.

 Расскажите немного о награде «За плодотворную деятельность и особый вклад в популяризацию грузинской литературы». Как она была получена?

– Я была приглашена на фестиваль Международной гильдии писателей в Грузию. Мы с большим успехом выступали в разных городах этой страны, а по итогам литературного конкурса совместно с Союзом писателей Грузии был издан литературный альманах, куда вошли и мои произведения. И всё это не осталось незамеченным.

– В каком возрасте вы обратились к словесному творчеству? Что было раньше: стихи или проза? Как реагировали первые читатели или слушатели?

– Я уже ответила на этот вопрос выше. Первые стихи написала в 13 лет, когда училась в 7-м классе. Их одобрил мой папа, но для одноклассников, к которым в руки попала та первая злополучная тетрадка со стихами, посвящёнными нашему однокласснику, она стала всего лишь предметом насмешек… Тетрадь перекидывали из рук в руки, дразня меня, и в конце концов она была разорвана в клочья, подавив во мне всякое желание писать до 17 лет… А писала ли я прозу до этого или обратилась к ней много позже – об этом я задумалась только сейчас, благодаря вашему вопросу.

И вот что вдруг вспомнила: ну конечно, писала… Прозу, и это, именно это и было, наверное, моим первым литературным трудом. Ведь я уже с совсем раннего возраста и тоже по совету отца вела дневник, которому доверяла и горести и радости. Его я не показывала никому-никому. И порой на нём были следы слёз из-за моих детских обид, о которых не рассказывала родителям или подружкам, а вот ему доверяла… Теперь я понимаю, что именно там были мои самые первые рассказы, о которых я ещё не знала, что они так называются…

Правда, вспоминаю сейчас и про своё «устное творчество», например, в ночных палатах пионерлагерей, где росла и взрослела каждое лето – с 5 до 15 лет. Там у меня было слушателей хоть отбавляй. Стоило воспитателю и пионервожатому покинуть многоместные спальни, как ребята собирались, чтобы послушать мои байки «из жизни», обычно довольно жутковатые, которые я рассказывала, сочиняя на ходу… Обычно я слышала в тишине и полной темноте восторженное присвистывание, и ребята потом долго не могли уснуть.

Интервью подготовила и провела

Алина Ланина