Евгений Кузьменков

Родился 9 января 1941 года в селе Анцирь Канского района Красноярского края, РФ.

Евгений Васильевич – кандидат технических наук, испытатель мобильной техники. Первой его книгой была «Всемирная история. Космическое миропонимание» (издательство «Нестор-История», 441 с., 2010). На эту тему издано более десяти книг.

Честь имею!

Ученики, думая о собственной чести, приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: «Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно быть соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:1–7).

Граниты скал в надменной вышине

Согласны встать в своём нестройном хоре, –

Пока меня в оковах держит горе,

Отрады вы не принесёте мне.

Игумен Нектарий (Морозов)

Есть такое замечательное выражение – утешение собственной чести. Особенно оно замечательно в христианском смысле. Благодать Божия утешает нас, так часто изнемогающих, скорбящих, теряющих надежду. Утешает, и мы вновь обретаем возможность не просто жить, не просто делать то, что должно, но и радоваться, и благодарить – искренне, от всего сердца, с полным пониманием за что. Поистине это так: утешение даёт силы, необходимые для того, на что их не хватает. Но вот что нужно вместе с тем обязательно знать: Господь не посылает утешение по заказу, тем более – по требованию. Мы обретаем его тогда, когда оказываемся готовы. Поэтому ни в коем случае нельзя обижаться на Бога, сетуя на Него: мне так плохо, а Ты не утешаешь меня!

Как же быть, когда плохо? Постараться предложить другим то же, в чём сам нуждаешься, – утешение. Пусть не Божественное, а лишь человеческое, но и оно ведь так важно, так дорого, так действенно… И это поразительно: ты помогаешь другим, забывая о себе. Исцеляешь чужие раны, не помня о своих, и вдруг становится тебе необъяснимо хорошо. Это просто смягчилось, согрелось твоё сердце, открылось для Бога, и Он смог утешить тебя. Благодаря тому, что ты утешал. Законы духовные удивительны и прекрасны.

«Береги честь смолоду». Эти слова русской пословицы взяты А. С. Пушкиным в качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка». В этом произведении Пушкин показывает, как высоко ценились честь, порядочность, достоинство в дворянской среде и не только, ведь не случайно в пословице говорится о чести. Рассказывая нам историю Петра Гринёва, Пушкин заставляет нас вновь и вновь задуматься, что такое честь, достоинство, верность данному слову. Повесть «Капитанская дочка» является как бы завещанием, напутствием потомкам. Это великое наследие А. С. Пушкина.

С главным героем повести Петрушей Гринёвым мы знакомимся, когда ему только исполнилось шестнадцать лет. Он вырос в дворянской семье. Поначалу он беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельник-недоросль, даже чем-то напоминает Митрофанушку, героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Он мечтает о лёгкой, исполненной всяческих удовольствий жизни столичного гвардейского офицера.

Его отец, Андрей Петрович, – бывший офицер. Он презирает карьеристов и повес, не любит менять своих решений, поэтому отправляет сына на службу в Оренбург вместо Петербурга. Своё решение он так объясняет жене: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Провожая сына к месту службы, он даёт ему наказ: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Вот такие нравственные заповеди даёт отец сыну, провожая его в самостоятельную жизнь. Не всё гладко складывается у Петруши, когда он вступает во взрослую жизнь. По пути в Оренбург, а затем в Белогорскую крепость он начинает понимать, насколько непросто оставаться порядочным человеком, как много встречается в жизни соблазнов и как тяжело не поддаться им и сохранить уважение к себе. Он проиграл большую сумму в бильярд, обидел Савельича. Это были первые ошибки и огромные переживания на пути к постижению себя, пониманию своего места в жизни.

Серьёзным испытанием в жизни Петра Гринёва явилось восстание под предводительством Пугачёва. Когда Пугачёв захватил Белогорскую крепость, он жёстко расправился с комендантом крепости Иваном Кузьмичом, Иваном Игнатьевичем, Василисой Егоровной и другими, кто отказался ему присягать. Пётр Андреевич был готов разделить участь своих товарищей, чувство долга оказалось сильнее страха смерти. Пугачёва поразили смелость и прямодушие молодого человека, он помиловал Гринёва, потому что искренность и прямота, верность долгу, бесстрашие всегда вызывают уважение. Гринёв честно сказал Пугачёву, что будет воевать против него, если ему будет приказано, Пугачёва поразили его честность и искренность. Затем Пугачёв помог Гринёву освободить Машу из плена Швабрина, он понял, почему Гринёв не сказал ему правды, что девушка – дочь капитана Миронова. И когда Гринёва арестовали по делу Пугачёва, совесть его была чиста, суда он не боялся. Он оставался верен своему долгу и присяге.

Полной противоположностью честному Гринёву является его соперник Алексей Швабрин. Он образован, умён, наблюдателен, остёр на язык, интересный собеседник. Но ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, наносит Гринёву вероломный удар на дуэли, пишет лживый донос на него его отцу. На сторону Пугачёва Швабрин переходит не по идейным убеждениям, он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на Маше, которая его не любит. Таких людей, изменников, каким оказался Швабрин, никогда не любили и не уважали, поэтому Пугачёв помогает Гринёву освободить Машу и хочет даже наказать Швабрина.

Читая повесть «Капитанская дочка» и другие произведения Пушкина, мы понимаем, что в его стихах, сказках, повестях, романах мы найдём ответы на очень многие вопросы, которые возникают в современной жизни. Мы учимся у Пушкина доброте, честности, справедливости, порядочности, учимся ценить дружбу и друзей, любить природу, людей. Мы учимся таким нравственным понятиям, как честь и долг. Исходя из сказанного, можно заключить, что наследие А. С. Пушкина поистине неисчерпаемо и имеет огромное значение.

Честь – это достойные уважения моральные качества человека; его соответствующие принципы. Она может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. В традиционной системе ценностей категория чести находится на более важном месте, чем жизнь человека.

Увидеть себя без предвзятости в категории «Честность» поможет понимание нашего предназначения, которое сначала определит наши возможности и способности и лишь после выдаст «Белый мундир», в котором всё самое честное, Наши идеальные мысли с честью будут стоять в одном строю. Приведём некоторые высказывания великих людей о чести. «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно ещё может стать совершеннее» (Платон); «Объективно честь есть мнение других о нашем достоинстве, а субъективно – это страх перед этим мнением» (Артур Шопенгауэр); «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель); «Лишать чести другого – значит лишаться своей» (Публилий Сир); «Я всякую беду согласен перенести, но не соглашусь, чтоб пострадала честь», «Мы не вправе жить, когда погибла честь» (Пьер Корнель); «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернард Мандевиль).

В наше время возникла серьёзная цивилизационная проблема. Нашу честность извратили. Под видом материальной помощи Россию заразили искусственной болезнью. Наши недоброжелатели сначала приманили обыкновенным долларом, а после пытались привить и чуждую культуру, в которой развивали альтернативу нашим традициям. Сребролюбие выбило почву нашего уважения к себе. Другим словом – мы просто продались, и тем самым лишили страну нашей чести. Публично говорить – о том, что нас всех просто обесчестили – совестно и стыдно…

Но и это не главное. Проблема глубже – ведь каждый из нас приглашает «жёлтого дьявола» в свои семьи, надеясь на размножение этого развращения. И не важно, что ты профессионал. Ты ведь просто покупаешь условия своего падения. Ты заразен от этого доллара своей меркантильностью. И единственное, что спасёт от абсолютного почернения, – убить грех. Только Бог готов снять эту порчу нашего серебряного малодушия, которое приглашает в наши семьи интерес к тёмной материи. Требуется приступить серьёзно к его искоренению.

Совсем недавно в СССР понятие чести держалось на высоком уровне. К своей чести трепетно относились взрослые и дети. Об этом читаем в произведении Леонида Пантелеева «Честное слово».

Честное слово

Нравоучительное произведение Леонида Пантелеева долгие годы завораживает ребят. В нём рассказчик обнаруживает плачущего мальчишку в саду, когда уже становится совсем темно. Он спрашивает у него, почему мальчик ещё не дома с родителями. Какой ответ он получит, почему и как сможет помочь своему новому юному знакомому? Рассказ учит ответственности, благородным поступкам. Он напоминает, как важно держать данное обещание, не проходить мимо чужого горя и помогать не на словах, а на деле.

Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто его папа и мама. В потёмках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе.

Как-то летом я зашёл в садик, – я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.

Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.

Я боялся, что сад закроется, и шёл очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.

Я свернул на боковую дорожку – там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.

Я подошёл и окликнул его:

– Эй, что с тобой, мальчик?

Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:

– Ничего.

– Как это ничего? Тебя кто обидел?

– Никто.

– Так чего ж ты плачешь?

Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слёз, ещё всхлипывал, икал, шмыгал носом.

– Давай пошли, – сказал я ему. – Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.

И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдёрнул руку и сказал:

– Не могу.

– Что не можешь?

– Идти не могу.

– Как? Почему? Что с тобой?

– Ничего, – сказал мальчик.

– Ты что – нездоров?

– Нет, – сказал он, – здоров.

– Так почему ж ты идти не можешь?

– Я – часовой, – сказал он.

– Как часовой? Какой часовой?

– Ну, что вы – не понимаете? Мы играем.

– Да с кем же ты играешь?

Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

– Не знаю.

Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик всё-таки болен и что у него голова не в порядке.

– Послушай, – сказал я ему. – Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь – с кем?

– Да, – сказал мальчик. – Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привёл меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».

– Ну?

– Ну, я и сказал: «Честное слово – не уйду».

– Ну и что?

– Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

– Так, – улыбнулся я. – А давно они тебя сюда поставили?

– Ещё светло было.

– Так где же они?

Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

– Я думаю, – они ушли.

– Как ушли?

– Забыли.

– Так чего ж ты тогда стоишь?

– Я честное слово сказал…

Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось – хоть лопни. А игра это или не игра – всё равно.

– Вот так история получилась! – сказал я ему. – Что же ты будешь делать?

– Не знаю, – сказал мальчик и опять заплакал.

Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдёшь, этих мальчишек?..

Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.

А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось…

– Ты, наверно, есть хочешь? – спросил я у него.

– Да, – сказал он, – хочу.

– Ну, вот что, – сказал я, подумав. – Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.

– Да, – сказал мальчик. – А это можно разве?

– Почему же нельзя?

– Вы же не военный.

Я почесал затылок и сказал:

– Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…

И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чём же дело? Надо, значит, идти искать военного.

Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку», – а сам, не теряя времени, побежал к выходу…

Ворота ещё не были закрыты, ещё сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и звонил там в свой колокольчик.

Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдёт ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то чёрные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошёл высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелёными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.

Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел – за углом, на трамвайной остановке – защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу – к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.

Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:

– Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!

Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:

– В чём дело?

– Видите ли, в чем дело, – сказал я. – Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик… Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький… Он плачет…

Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.

– При чём же тут я? – сказал он.

Трамвай его ушёл, и он смотрел на меня очень сердито.

Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чём дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:

– Идёмте, идёмте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?

Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять – но на этот раз очень тихо – плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:

– Ну, вот, я привёл начальника.

Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

– Товарищ караульный, – сказал командир. – Какое вы носите звание?

– Я – сержант, – сказал мальчик.

– Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:

– А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звёздочек…

– Я – майор, – сказал командир.

И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

– Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.

И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.

И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.

Не успели мы втроём выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.

Майор протянул мальчику руку.

– Молодец, товарищ сержант, – сказал он. – Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.

Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свиданья».

А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.

Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

– Может быть, тебя проводить? – спросил я у него.

– Нет, я близко живу. Я не боюсь, – сказал мальчик.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

А когда он вырастет… Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.

И я ещё раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

История написания

«Честное слово» – рассказ 1941 года советского писателя Л. Пантелеева (1908–1987). Первая публикация в журнале «Костёр».

Рассказ для детей школьного возраста был популярен перед Великой Отечественной войной 1941 года. В своём герое, несмотря на его юный возраст, писатель видел личность, относился к ней с безусловным уважением. Старшему современному читателю произведение Л. Пантелеева даёт счастливое время нового общения с чистым миром детства, размышлений о собственных ранних годах жизни и наслаждение от общения с умелым знатоком слова, творца увлекательного сюжета, тонких психологических образов литературных героев. Считается одним из лучших произведений писателя.

Рассказанная автором история учит ответственности, благородным поступкам, отзывчивости на чужое горе, напоминает о важности держать данное обещание, даёт пример оказания помощи не только словами, а и делом. Тему совести, важности для человека проявлять в любых жизненных ситуациях лучшие душевные качества писатель считал важнейшей в своём творчестве. Автор обнаруживает, как по-разному взрослый человек и ребёнок воспринимают мир. Ещё более разительны такие различия в наше время.

Для юного читателя мальчик из рассказа может служить достойным примером того, как стать героем, не совершая подвигов. Но он – герой не только для своего возраста, его поступок будет служить примером поведения и взрослым. Рассказ может быть использован в обсуждении с младшими школьниками темы – насколько актуально быть честным в современном мире, потому что его автору свойственно многозначное восприятие и раскрытие темы честности.

Рассказ предложено использовать при изучении военнослужащими русского языка как иностранного, чтобы обучающиеся задумались над значением понятий честь и воспитание, их роли в профессии офицера.

Как уже было сказано, произведение впервые было опубликовано в № 6 журнала «Костёр» за 1941 год. Рассказом начинался журнал, в предварявшей авторский текст редакторской заметке читателям предлагалось обдумать поднятые в рассказе вопросы и прислать свои мнения в редакцию. В том же месяце рассказ был перепечатан в «Бюллетене Детгиза», его читали по радио.

Рассказ был написан по предложению редколлегии журнала, обратившейся в начале 1941 года к Пантелееву и к другим писателям с просьбой написать для детей произведения на важные этические вопросы о долге, чести и т. п., конкретно о честности, о честном слове. Пантелеев писать на эту тему не собирался, однако начавшие приходить на память воспоминания его собственного детства подсказали сюжет. Он, гуляя с няней в саду рядом с Покровской церковью в петербургском районе Коломна, сам оказался в роли героя его рассказа, так же поставленный старшими ребятами (потом пропавшими неизвестно куда) часовым, стоял и плакал, пока не разыскала его нянька и не увела домой. Посчитав, что сюжет найден, Пантелеев из скромности сделал героем не себя, а другого мальчика, уменьшив его возраст. По-видимому, рассказ был дорог автору из-за возможности воплотить таким образом свою склонность к автобиографичности в творчестве.

Впоследствии рассказ неоднократно перепечатывался с незначительными изменениями (выполненное уже в 1943 году автором редактирование придало рассказу универсальный по времени характер, изменив его исторический контекст, поменялась величина абзацев, исключено упоминание фамилии маршала Тимошенко и др.), был включён в школьную программу. При публикациях рассказ иллюстрировали рисунками художников А. З. Иткина, Г. Алимова, А. Ермолаева, В. Плевина, И. Харкевича, Н. Тырсы и др.

В 1956 году студия «Диафильм» выпустила по рассказу одноимённый диафильм (художник Винокуров Б.), в 1978 году рассказ был экранизирован на студии «Союзмультфильм». Рассказ был адаптирован для радиопостановки на радио ГДР в 1963 году.

Лидия Чуковская в письме Пантелееву описала забавный случай, как девочка, прослушав рассказ, стала лепить из пластилина сцену из рассказа, его героев и спросила: «А как мне вылепить честное слово, которое дал мальчик?»

За всю историю развития человечества попиралась честь не только отдельных личностей, но и целых народов. Возрождение нормальных человеческих отношений Лев Николаевич Толстой видел в возрождении истинной христианской церкви. В его представлениях духовность общества первична. Сознание должно формировать достойную честь народа. Государственная власть в своём современном обличии упадёт при соблюдении заповедей «Не убей!» и «Не укради!», точно так же при соблюдении и других моральных гуманистических христианских идеалов. Отсюда следует, что требуется совершенно другое устройство общества. Толстой видит смысл жизни всех людей в свободном объединении друг с другом на основе любви и в слиянии с Богом путём осознания в себе Духа Божьего. В этом, с его точки зрения, лежит достигаемый через личное усовершенствование идеал истинного освобождения от исторических искажений вероучения Христа. Согласно Толстому, государство, частная собственность, церковь, вся чуждая народу современная цивилизация препятствуют осуществлению этого идеала, порождая социальные недуги. В итоге он идеализирует христианскую общину, так как именно она с помощью самоуправления достигнет устойчивости христианского общества. Толстой определяет искусство как деятельность, способную объединить людей. Высшую цель человечества он видел в постепенной реализации Царства Божьего на Земле.

Такую идею недавно реализовал в результате свободных выборов в Аргентине Хавьера Милей. И вот прошло уже сто дней его президентства. Чего достигли новые власти Аргентины? Обычно этого периода достаточно, чтобы понять, куда ведёт страну правительство. К тому же в этот промежуток времени население наиболее терпимо относится к нововведениям. Так что же может записать в свой актив новый глава государства?

Команда нового президента Аргентины рассматривает возможность присоединения к БРИКС, несмотря на ранее заявленный план отказаться от заявки, сообщает TN. В случае вступления Аргентина планирует быть не очень активным членом БРИКС.

Источники TN в дипломатических и академических учреждениях, с которыми советуются новые власти Аргентины по этому вопросу, заявили, что членство в БРИКС представляет для Буэнос-Айреса «больше возможностей, чем рисков». В частности, отмечает телеканал, работа по координации между различными секторами каждой из стран – членов организации даёт возможность общаться с официальными лицами и представителями этих государств, например, с Китаем.

Заявку на вступление в БРИКС от имени Аргентины подало летом правительство страны. В августе посольство России «сердечно поздравило» Аргентину с одобрением заявки и отметило «твёрдую поддержку» Москвой интеграции южноамериканского государства в организацию. После того как стало известно о победе Милея, российский посол Дмитрий Феоктистов выразил надежду, что курс властей будет продолжен, в том числе в вопросе БРИКС.

В глаза бросается массовое увольнение чиновников. Это было одним из обещаний Милея в ходе предвыборной кампании. Недавно он заявил, что были сокращены 50 тысяч бюджетников. Процесс ещё не завершился. К концу марта, как ожидается, закончится срок действия контрактов более 70 тысяч госслужащих, и продлевать их власти не собираются. Как отмечают представители профсоюзов, сокращения в конце концов затронут до 30 процентов госаппарата.

«Мы должны углубить наш план борьбы и определить меры, которые позволят нам избежать сценария массовых увольнений в конце месяца», – заявил генеральный секретарь Родольфо Агиар. Речь идёт в первую очередь о всеобщей забастовке. Процесс сокращения чиновников не обошёлся без скандала. Как раз на сотый день правления Милея в отставку подал директор управления по контролю и инспекции рыболовства Хулиан Суарес, отказавшись увольнять сотрудников ведомства. Он пополнил список высокопоставленных госслужащих, решивших дистанцироваться от проводимой президентом политики, которую сам Милей называет «бензопилой».

Как отмечают местные СМИ, самым заметным достижением нового президента Аргентины стал профицит в январе и феврале. Впервые за десять лет. Но этого недостаточно, чтобы помочь выбраться из глубокой ямы населению, 60 процентов которого находятся за чертой бедности. По словам бывшего заместителя министра экономики Арольдо Монтагу, урезание бюджетов привело к сокращению государственных расходов на социальные нужды (пенсии, выходные пособия) на 40 процентов в реальном выражении.

Процесс идёт с огромным трудом. Инфляция в феврале составила 13,2 процента. Это в два раза меньше, чем прогнозировали экономисты. За несколько месяцев правления Милея цены выросли более чем на 70 процентов, снизилась покупательская способность. Однако в правительстве уверяют, что гиперинфляцию удалось сдержать, что индекс цен остался ниже девальвационного уровня.

Масштабные реформы, объявленные Милеем в конце 2023 года, также затормозились. Президенту пришлось отозвать из конгресса чересчур масштабный законопроект. Вместе с тем «правительство начало стабилизировать ситуацию, корректируя цены и корректируя налоговую систему, но устойчивости по-прежнему не хватает для реформ, которые создадут условия для инвестиций», – отмечает экономист Луис Секко.

Теоретики совершенного народовластия предлагали строить общество на принципах самоуправления в федерации свободных общин. Образцом для подражания должна быть христианская коммуна. Все члены коммун должны постоянно совершенствоваться. В обществе не должно быть господствующего класса. Охранять новый строй должно само народовластие. Понятие «государство» должно уйти в историю как пережиток прошлого. В обществе в качестве основы будет общественная собственность на средства производства, всеобщий труд будет гарантией изобилия при строгой, научно обоснованной регламентации быта и потребления.

Подвиг века, несомненно, является христианским действием, так как и то и другое является указателем пути к истине, которая сделает народ свободным.