«Красною кистью рябина зажглась…»

Рецензия на сборник стихов Яны Варшавской «Бумага плачет акварелью».

Осыпает осень листья без остатка,

Пожелтели листья и в моей тетради.

Быстрые минуты минут в беспорядке,

Уступая место долгим снегопадам…

Константин Морозов

Осень. Унылая-любимая пора поэтов. Вот и в сборнике Яны Варшавской это, пожалуй, главное, самое «частое» слово. Золотая осень – ранняя зима. Плачет небо, плачет стекло, плачет бумага.

Ещё одна зима уже торопит осень…

Кто вспомнит листопад, когда от снега просинь.

Или:

Ночь залечит повсюду, затянет изъяны,

заберёт золотые монеты листвы,

а взамен, разостлав серебра покрывало,

хрупким мелом испишет надежды холсты…

Грустит природа, грустит человек…

Когда видишь перед собой «женскую поэзию» (а стихи необычайно женственны; даже если, как писал Саша Чёрный, «Поэт мужчина. Даже с бородою», это бывает видно с первых строчек), поневоле достаёшь из собственной внутренней «палаты мер и весов» два золотых эталона. Точнее – серебряных.

Итак, что перед нами на этот раз – «кружево» или «взрыв»?

Кружевной женственностью здесь наполнены и образы («Чернее чёрного и в пол струится платье, жемчужным перламутром шея обвита…»), и мысли («Безвременье застывшее, позволь у твоего остановиться края…»), и даже взгляд в окно, за которым

Ветер холодный: колюч, неприветлив,

Сыплет крупу по всему белу свету…

Сеет повсюду снежные вихри,

Чтобы от них даже двери охрипли…

присутствует, но при условии: когда «шалью укроюсь».

Но это не броня – скорее лоскутное одеяло. Не прочное на разрыв. Взрыв. Истерика. «Ломаю грифели и стержни, пишу отчаянно стихи…»

И дальше, почти в каждом стихотворении:

Не уходи… От молчанья оглохнув,

вырвется вслед безысходности крик…

………………………………………………

Я же охрипла уже… Я кричу!

Каждою клеточкой, каждым движением.

…………………………………………………….

…Только бьётся… Гулко, справа,

   в капкане эха прежняя тоска.

………………………………………..

На любовь осудив влюблённостью,

Сердце раненое возьми…

И снова то ахматовская завершённость –

Солнце, как и прежде, на небе… И что?

Почему исчезло, насовсем ушло

трепетное чувство, радость новизны…

Стало слишком пусто. Сожжены мосты…

Заведомо предсказанный финал,

игра красиво трогает и манит…

Хочу, чтоб красной ленточкою стал

изысканный из слов твоих орнамент…

то наброски по-цветаевски –

Перемычками, скрепками, сшивками

задержалась моя душа…

Долететь не хватило выстрела,

а остаться – в раю шалаша…

Последний стих склоняет чашу весов в сторону изящного плетения –

Из слов сплетаю кружева,

Хочу, чтоб кто-нибудь запомнил

Мои негромкие слова,

Рукой написанные в столбик…

Но его последние строки перекликаются с цветаевским «Прохожим».

Так что же примирит внутренних спорщиков, что добавит решению Соломоновского «И ты прав»? Простая рябина. Потому как рябина – объединяющий образ. И ныне и присно.

Юрий Иванов,

редактор издательства «Четыре»