Рецензия на книгу Елены Щербаковой «И повелось так, что…»
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
В. Катаев
Ох и бросает же нас, читателей! То с места в карьер – на восток, то с востока на север, то ещё куда. И автор у них, у рассказов этих, один, а как же они, рассказы эти, совершенно между собою отличаются, какие же они разные! Будто не на части разделил автор их – рвы глубокие прокопал и так оставил.
Разительно разные рассказы вышли.
«Восточные новеллы» – антично-магрибская антиутопия тысячелетняя. Потому как «народу вечно мало, устал страдать от нищеты… И хуже всего в первую очередь женщинам».
«Торговки разбросали фрукты, а яства растеряли по дороге. Всё втопчут в грязь. И разъярённые звери будут бродить по улицам».
А тут ещё Афину-идола то приносят, то уносят, то крутят-вертят, но как ни крути, всюду клин, как говорится.
Одна новелла бочком-особнячком стоит: «Судьбоносная гитара». Вот уж где девушке Зефе подфартило так подфартило. «Если прежде она латала дырки и утешала себя игрою на гитаре, думая, что родилась за печкой и поэтому оказалась никому не нужна и никому не приметна, то теперь она раскрылась с другой стороны. Как цветок, который долго сидит и зреет, ждёт, когда напитается вполне, и только потом набирает рост и цветёт».
Такой вот смысловой-фантастический мостик-переход ко второй части сборника получился, к «Северным сказам».
«Северные сказы» – сказки просто сказочные. И персонажи там пусть и незнакомые – Лунная дева, Сырная баба, Девочка Маленькая Ножка, – но сказочней некуда.
Следом – просто рассказы. Маленькие, но как бусинкижемчужинки в баночке от монпансье. Удивительные, как стеклянный олень в клубе. Вот только героини всё больше неприкаянные да одинокие, как та кошка, что в коммуналке дерево дерёт, а больше ничего не умеет. Удивительные, как название одного из множества – «Газель с душою пионерки». Это как это? И задумываешься, варианты разные крутишь, пока не прочитаешь. А речь-то не о пионерке – о пенсионерке! Резвой, что твоя газель, и с молодым задором в душе.
Будут ещё маленькие странные рассказы с разными типами-персонажами, часто неприятными, как Костя-пикапер или Эля-охотница. И «всё вокруг какое-то холодное, неуютное…» Но, как говорила героиня одного из рассказов: «Меня этим не напугаешь. У меня дома собачка. И она мне верит, и всем, и мне хорошо и спокойно».
Или всё «совсем не так»?
Юрий Иванов,
редактор издательства «Четыре»