Юрий Игнатов

Родился 5 мая 1956 года в г. Туле (РФ). Отец – фронтовик, орденоносец, мама – инвалид по зрению. Это приучило Юрия к труду, в 6 лет он собирал цепочки для питьевых бачков. В школе был председателем совета отряда, позднее заместителем комсорга.

В 1973 году, после окончания школы, стал работать слесарем по ремонту ЭВМ. Тогда уже жил с отцом вдвоём. В 1974-м призвали служить, получил звание сержанта. В 1976 году демобилизовался, приехал в пустой дом: отец погиб, пока служил.

Юрий Михайлович трудился на предприятиях г. Тулы, но потянуло на романтику, и он начал работать в Якутии в старательских артелях по добыче золота, ходил в топографические экспедиции, электрифицировал посёлки.

Сон эколога

Потрудившись весь день на берегу озера с группой помощников, собирая повсюду брошенный неаккуратными людьми мусор, пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, рваные пакеты, наш эколог Иван Иванов лёг отдыхать в раскинутую им уже на чистом от загрязнений берегу палатку.

Немного помечтав, задремал…

И приснился ему райский уголок нашей природы с его обитателями.

Рай на Земле

Ночь уходила и лишь вдали цеплялась своей темнотой за краешек леса. А с другой стороны появлялись солнечные зайчики, прыгая по ещё спящим веточкам деревьев, будили их, стягивая с листочков ночное одеяло, покрывавшее их темнотой. Они перепрыгивали с веточки на веточку, с листочка на листочек и, наконец, спрыгнули на большую поляну рядом с маленьким озером.

Поляна ожила, проснулась. Из своих ночных норок начали выползать, разминая лапки, разные жучки, паучки поправляли порванные за ночь сети. Бабочки, трепеща крылышками, готовились к полёту, большие стрекозы, замерев в воздухе, водили по сторонам огромными глазами, ища место для посадки.

А вскоре вся поляна засияла в лучах взошедшего солнца, природа и жители этой лесной полянки проснулись, и каждый из них занялся своим делом. По небу летели цапли, они спешили к ближайшему большому пруду, где было много еды. В расположенном под старым могучим дубом муравейнике работа шла своим чередом: кто охранял муравейник от непрошеных гостей, кто строил, таща на себе тяжёлые кусочки веточек, – для насекомых это были целые брёвна. Неподалёку два жука сцепились между собой: они старались вырвать друг у друга кусочек найденной еды.

Оживало и наше маленькое озерко, на его водной глади, ещё не потревоженной ветерком, весело сновали жучки-плавунцы, они, словно конькобежцы, пробегали по воде туда-сюда. В воде появились головастики – они, как маленькие киты, плавно виляя хвостиками, то подплывали к поверхности воды, глотая воздух, то опять удалялись в глубину тёмных вод.

Около берега, заросшего осотом, ковырялась в прибрежной тине утка, окружённая пушистыми шариками-утятами, снующими вокруг неё. Но вдруг она, тревожно закрякав, поплыла подальше от берега, уводя за собой вереницу деток. Виновником этому стала рыжая плутовка, пришедшая на водопой из леса. Утолив жажду, лисица проторённой тропой как пришла, так и удалилась.

Вскоре в зарослях кустарника раздался треск и послышалось хрюканье: на заполненную лужами территорию перед озером вышли погреться и провести косметический уход за своим телом кабаны. Они с большим удовольствием купались в этих лужах, валяя свои телеса в лечебной для них грязи, а затем вообще ложились в лужу и, переворачиваясь с боку на бок, наслаждались солнечными ваннами.

Рядом с ними вышел на водопой красавец-лось с мощной короной рогов на голове. Он гордой походкой подошёл к озерку, попил водички и не спеша удалился в лесную чащу.

Солнце всё выше поднималась над горизонтом, вдали в лесу послышалось курлыканье журавлей. Постоянно слышалось то тут, то там «ку-ку, ку-ку!» – это недобросовестный отец-кукушонок перелетал с дерева на дерево и пел свою песню.

А на озере в это время шёл грандиозный концерт: множество лягушачьих голосов слились в единое целое, лишь изредка прерываясь, чтобы затем с ещё большей силой продолжить хоровое пение.

С восходом солнца мир вокруг этого маленького озера словно превратился в царство эльфов: вокруг, махая маленькими крылышками, летали птицы различных цветов и оттенков. И это действительно был райский уголок, место, где его обитатели могли спокойно прийти и напиться водички, лечь и в своё удовольствие понежиться на солнце, спеть песню.

Но где-то вдали уже слышались стук топора, шум работающего бульдозера, речь людей. А в большом городе уже вовсю сновали туда-сюда машины, спешили на дымящие огромными трубами заводы люди. Повсюду что-то гремело, звенело, машины скорой помощи разрывали тишину своими тревожными сиренами. Трамваи стучали железными катками, извергая не стук дятла в лесной чаще, а звук большой кувалды, разбивающей бетонную стену.

Всё гремело, звенело, тарахтело, и как всё-таки хочется, чтобы этот райский уголок, это озеро в лесной чаще, эту поляну обошли стороной люди и оставили её своим детям и детям их детей. Чтобы человек, уставший от этого звона, скрежета, суеты и забот, мог хоть не надолго посетить не затронутый всем этим уголок Земли, смог спокойно посидеть и прислушаться к звукам природы, а не грохочущего трамвая. Отдохнуть, помечтать в тишине. Влюблённые пары могли бы расположиться под раскидистым дубом и, даря друг другу поцелуи, слушать пение птиц. Художники рисовали бы свои картины, поэты, вдохновлённые нетронутой природой, писали стихи.

Всем хватило бы места в таких райских уголках, но их остается всё меньше и меньше: человек наступает на природу, а природа, спасаясь, отворачивается от него.

А в это время из глубины этого маленького озера на прибрежный тростник выползало ещё одно божье создание. Оно вылезло на самый верх тростника, ближе к солнцу, панцирь, как скафандр, открылся, и из него появилось ещё одно существо. Оно расправило помятые крылья, встряхнув ими, полетело навстречу новому дню, навстречу к солнцу…

Жизнь на поляне продолжалась, все и всё радовались этим солнечным зайчикам, этому озеру, лесу, поляне, голубому небу и яркому солнцу над ними.

Это то, что мы должны беречь, это наш мир, наше богатство!..

Ночь в райском уголке

День близился к завершению.

Солнце постепенно уходило за дальние бугры и леса, оставляя за собой ярко-красные отблески на небе. Некоторые птицы, спев свой дневной романс, готовились ко сну. Всё, что находилось в этом райском уголке, потихоньку прятало покрывало ночи, и вскоре оно погрузило всё в полнейшую тьму.

Но это продолжалось недолго, и, очевидно, пролетавший волшебник ночи рассыпал по всему небу сверкающие светлячки – они то затухали, то загорались ярким светом. Некоторые из них, видимо, не удержавшись на покрывале ночи, летели вниз, на нашу Землю.

И вот наконец наш добрый волшебник зажёг на небе большой фонарик, который осветил всё вокруг нежным белым светом. От деревьев и кустарников стали то удаляться, то приближаться призрачные тени. Наша лесная полянка и озеро оживали теперь уже для ночной жизни, стадо кабанов, понежившись в солнечных лучах и приняв грязевые ванны, немного порыв пятачками землю возле раскидистого дуба в поисках желудей, удалилась в чащу леса.

По проторённой тропе, вертя головой по сторонам, опасаясь нападения хищников, на водопой вышли косуля с детёнышем. Дитя пило воду, а мама в это время тревожно поглядывала по сторонам. Напившись водички, они неторопливо удалились в лес.

На озере раздался всплеск – это рыбки затеяли ночную игру, и по тёмной глади озера, освещаемой ночным фонариком, побежали круги: это было водное, безмолвное эхо, пробежавшее по воде.

Неожиданно из глубины тёмных вод стали появляться белые, как чистый саван, бабочки. Это были подёнки, они вылетали из воды, чтобы прожить в этом ночном небе одну-единственную ночь.

В прибрежном осоте послышался шорох: вылезли из подземных убежищ на прогулку в поисках пищи мыши. Но им надо быть осторожней: невдалеке, на освещённой поляне, мелькнула тень и сверкнула пара глаз – рыжая лисица вышла на охоту.

Вдруг в прибрежных кустах раздался топот: это семейство ежей побрело на поиски пищи – различных жучков и червяков.

На другом берегу раздался резкий крик ночной выпи, и опять наступила тишина, полное безмолвие. Но вот воздух разрезал взмах крыльев, и на фоне светящего фонарика появился сказочный силуэт летящей птицы: она, немного пролетев, села на верхушку могучего дуба, и её голова завертелась вокруг тела на 360 градусов, высматривая потенциальную добычу. А затем раздался её крик: «У-ух, у-ух!»

Лес, поляна, озеро и их обитатели жили обычной ночной жизнью.

В дальнем углу озера послышались частые всплески – это семейство бобров затеяло катание с горки в водоём. Заберутся на бугор в мокрой шкуре, лягут на пузо, с ветерком летят в воду… И так по многу раз, их счастью не было предела.

Но вдруг воцарилась мёртвая тишина, где-то в лесу раздался ужасный вой волка… Однако постепенно всё вернулось на круги своя. Лиса продолжала мышковать, филин вертел головой, бобры катались с горки, а где-то в лесу лежал и дремал, устроив себе лёжку, наш могучий лось.

В тёмном небе раздавался гул снующих туда-сюда комаров и мошек, а среди них мелькали призрачные тени. Летучие мыши вылетели из своих дупел и укрытий и организовали массовую охоту.

Ночь полностью вступила в свои права, укутав всё вокруг своим сверкающим огоньками одеялом. Но скоро это покрывало начнут стягивать со всего вокруг пришедшие с наступающим утром солнечные зайчики, и наступит новый день, данный нам Богом. Ночные обитатели райского уголка лягут в свои постели, а на смену им выйдут дневные жители.

Жизнь продолжается, так что давайте и мы будем радоваться каждому наступившему новому дню и пришедшей взамен ему ночи, как эти бобры, катающиеся с горки и радующиеся этому, – они словно наши весело смеющиеся дети на санках.

Всем хороших дней и прекрасных ночей!..