СМИРИТЕЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ

Отзыв на книгу Виктора Голубева «Уймись».

                                                                                         Это звон хрусталя и алтына, 

                                                                                           это радуга ртути и льда.

                                                                                           Экспонат, эшафот, гильотина, 

                                                                                            то есть нет, то есть да, то есть да.

Михаил Щербаков. Это я

У этого сборника стихотворений широкие временные рамки. Стихи из цикла «Опыты», даже судя по названию самого цикла, написаны довольно давно, и здесь подразумевается даже не монтеневско-философский аспект (хотя рассудительность весьма присутствует), а некая проба пера, может быть, первые, но ничуть не робкие шаги.

Я иду – не еду! И с порога

Запрягаю хлёсткий свой словарь.

Или:

Так испортить жизни вдохновенье!

Топать по ухабам в темноте,

Чтоб прийти в нелепое мгновенье,

В скуку и постылость лёгких тем…

Вновь сверкают брызгами асфальты –

Будничных ненастий аскетизм.

И застыл в полёте вялой смальтой

Дерзкий мой, крутой максимализм.

Строки, написанные в 80-е, не теряют свежести и новизны.

И вот так, топая шаг за шагом, строка за строкой, поэт и читатель проходят путь через цикл «Шагая рядом» к стихам последних лет под общим самоироничным названием «Уймись». И на всём пути чувствуется ритм – то перестук колёс, то барабанная дробь, а то и перезвон колоколов, встречаются как уместно-простые, так и сложные, порой неожиданные рифмы.

И смотреть в бесконечную даль

Мимо призраков.

Только часто досадую: жаль,

Не порвать оков.

Или:

Прошитый памятью курган

Поган,

Где вместо пули ятаган.

Поэт – зрелый мастер, то «весь такой суровый», то непосредственный и близкий, когда в стихах уживаются пафос и ирония:

Порою трудно отказать

И не хватает сил признаться,

Когда видны теченья гладь,

Простых мгновений итерации.

И здесь же рядом:

И вот воткнулся с радостью комар

В моё разнеженное тело,

С налёта обретя всесилья дар –

Такое дело.

Несколько особняком в сборнике стихотворений стоит рассказ «Балерина», но он скорее вишенка на торте, чем инородное тело. Через своеобразное «стихотворение в прозе» нам дано понять, как среди обыденности, суеты и толкотни рождаются прекрасные строки.  «Он смотрел сквозь них, сквозь время и пространство, в ту волнующую даль, улавливая музыку и такты, окунаясь в атмосферу небесного торжества, возбуждая в себе неуёмное чувство восторга и наслаждения», и откуда к Поэту приходит вдохновение – «вылилось в череду новых строк, волнительных и соразмерно чётких, ещё изящнее встающих одна за другой, и более конкретно, как набат, звучащих яркой, убедительной прямотой».

Но ХХ век – это вам не пушкинская эпоха, и вместо «то стан совьёт, то разовьёт, и быстрой ножкой ножку бьёт» рождаются совсем иные строки.

Правила русского языка требуют восклицательного знака в названии этого сборника, но вполне можно поставить его всей книге!

Юрий Иванов,

редактор издательства «Четыре»