Родилась в семье Чахкиевых 27 июля 1956 года в г. Щучинске (курорт Боровое, Кокчетавская область, Казахская ССР).
Публиковалась в сборниках «Поэт года», «Детская литература», «Георгиевская лента», «СовременникЪ», «Антология русской поэзии», «Наследие» и других. Печаталась в журналах и газетах «Голос Назрани», «Ингушетия», «Сердало», в альманахе «Утро гор». Издана книга «Творцом хранимый милый край, родная Ингушетия» (2024). Автор статей по творчеству Орцхо Артагановича и Ахмета Орцхоевича Мальсаговых, статьи «Восточная лексика в повести Л. Н. Толстого “Хаджи-Мурат”».
Состоит в Союзе писателей Республики Ингушетия, в ИСП и РСП. Награждена памятной статуэткой, сертификатом и дипломом лауреата в номинации «Выбор издательства» (от Российского союза писателей). Вошла в «Энциклопедический словарь современных писателей» и сборник «Персона» (2 т.).
СЕМЬЯ АРТАГАНА ОРЦХО-ХАДЖИЕВИЧА МАЛЬСАГОВА
И памятью грядущих поколений
Возвысились достойно имена.
Семья Мальсаговых тут, без сомнений, –
Хорошие ростки и семена!
А. М. Мальсагова
Знать историю – святое право. Мы все растём из прошлого. Этот богатейший материал необходим для будущих поколений, потому что память сердца не тускнеет, она передаётся как формула крови – от отца к детям, и внукам, и будущим правнукам.
Важнейшие вехи в жизни всех людей: родился, учился, работал. Но у людей бывают и другие строчки в биографии, как, например, у многих моих соотечественников: «реабилитирован тогда-то…».
Слово «реабилитация» (reabilitatio) в переводе с латинского языка означает восстановление в правах по суду или в административном порядке.
Наверняка многие современники не знают, что могла означать такая запись, ведь за ней открывалось фактически его второе, гражданское рождение. И всегда ли рождение? Увы, у многих строчка о реабилитации замыкает биографию, и они никогда не расскажут, как верили в возможность восстановления справедливости, восстановления своего доброго имени, прежней репутации.
Непростой была судьба пятерых братьев, знаменитых уроженцев ингушского села Альтиево, сыновей Артагана – Мааса, Ахмета, Созерко, Орцхо и Арсамака Мальсаговых. Она не только не баловала их, а бросала в самое пекло жизни.
Мадина Созеркоевна в статье «Братья Мальсаговы» пишет: «Данная статья написана мною не из популистских и личных, а искренних и объективных побуждений в восстановлении утерянных ранее традиций нашего вайнахского народа, ныне находящегося в моральных и материальных тисках, из которых он должен выйти победителем, и каждый из нас обязан внести в него посильную лепту кто чем может. Так поступали наши предки в трудное время. Примером этому служит семья Мальсаговых: братья Маас, Ахмед, Созерко, Орцхо и Арсамак. Все братья были дружны, снискали уважение и доверие окружающих.
Эти гуманные качества семьи, в которой рос мой отец, Созерко, с большой любовью не раз вспоминались нашей матерью Леби Шахбулатовной Измайловой и бережно переданы нам с сестрой – как талисман.
Мне лично всегда импонировал здоровый морально-демократический дух семьи дедушки Артагана и бабушки Хани Бунхоевны Базоркиной, помог выстоять в жизни и может служить примером всем нам».
Самый из старших братьев, Магомет (Маас), родившийся 12 января 1885 года, умер в юношеском возрасте от туберкулёза, будучи студентом 3-го курса Петербургского университета. Осталась только его фотография с однокурсниками. В день похорон брата Мааса от разрыва сердца скончалась единственная сестра Люба.
Второй брат, Ахмед, родившийся 1 января 1888 года, прожил только 42 года. За это время успел побывать на фронтах Первой мировой войны, стать полным кавалером четырёх Георгиевских крестов и вернуться на родину. Он был трижды женат: потерял жену, которая родила ему дочь и сына, затем женился во второй раз, уже на осетинке, а затем и в третий раз. Он стал отцом шестерых детей, потерял дочь; в 1930 году в возрасте 42 лет попал под расстрел, и, наконец, «успел» в 1990 году получить долгожданную и заслуженную реабилитацию посмертно.
Третий брат, Созерко, единственный долгожитель из всех братьев, родившийся 17 июня 1895 года, прожил более 80 лет, прошёл долгую дорогу жизни, полную одиночества, тоски и печали.
В начале жизни он окончил Воронежский (Михайловский) кадетский корпус, Александровское военное училище, побывал на войне, участник Первой мировой войны, в 1914 году был ранен, находился на излечении в военном госпитале. Имел большие награды, в том числе и орден святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования рода Романовых. Был узником советских концлагерей и более полсотни лет своей жизни провёл вдали от родных, от Родины, тоскуя по родным местам и горам своего детства и юности. Автор книги «Адские острова».
Жена Леби одна воспитала достойных двух дочерей Раису (24 января 1920 – 28 августа 2000) и Мадину (29 августа 1924 – 15.07. 2017).
Четвёртый брат, Орцхо, родившийся в 1898 году, после Владикавказского реального училища окончил Воронежский (Михайловский) кадетский корпус, затем Коломенское (Михайловское) артиллерийское училище (Санкт-Петербург), побывал на войне, имел награду. Перешёл на сторону Советской власти. Во время гражданской войны в Ингушетии Орцхо Мальсагов руководил артиллерийскими отрядами в 1918 году под селениями Кантышево и Долаково. Был в числе организаторов и борцов Вооружённых сил Ингушетии.
В 1918 году Народным съездом избран военным комиссаром Ингушской автономной области. Лично С. Орджоникидзе и С. М. Киров доверили ему организацию боевой силы ингушей: конные, пулемётные и артиллерийские отряды. В 1919 году в Уваровском замке в с. Базоркино на Всенародном съезде ингушей был избран Совет обороны Ингушетии из 11 человек, в числе которых, в присутствии С. Орджоникидзе, был выбран и Орцхо Мальсагов.
В 1928 году был представлен к ордену Красного Знамени. Независимо от того, на какой бы стороне баррикад ни находился, в выполнении своих обязанностей он был безукоризнен. Незаурядные военные способности сочетались в нём с огромным желанием изменить судьбу своего народа, способствовать его просвещению.
Далее предшествовал переход с военного фронта на литературный. После окончания Орцхо Северо-Кавказского педагогического института его пьесы ставились на подмостках театра в Ростове-на-Дону, Ингушетии, Владикавказе. С начала 1928 года по декабрь 1937-го Орцхо возглавляет ингушский музей и является сотрудником этого музея до самого выселения. Он сотрудничает с филиалом ИНИИ в Орджоникидзе, оканчивает аспирантуру на кафедре литературы. Им издаются учебники на ингушском языке в 30-е годы, а также в соавторстве с Мурцалом Цокиевым, а после возвращения на Кавказ с 1958 года – в соавторстве с сыном Ахметом.
Выселение с родных мест и высылка в Казахстан (с 23 февраля 1944 г. по март 1957 г.), затем Иркутский исправительно-трудовой лагерь (с 27 мая 1950 года по 25 июля 1955 г.), возвращение на Кавказ (март 1957 г.), работа в ЧИНИИИЯЛ (1957–1961 гг.), прожил полных 63 года, реабилитирован посмертно.
Пятый брат – Арсамак, родившийся в 1900 году, при родах умерла мать. Его жизнь была яркой и скоротечной. За его плечами осталась учёба в реальном училище, которая совпала со 100-дневными боями в городе Грозном; Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева в Москве, возвращение в 1928 году в Ингушетию для поднятия сельского хозяйства, изучение всех отраслей сельского хозяйства. Арсамак в 1933 году осветил эти вопросы в работе «Сельское хозяйство Ингушетии и пути его социалистической реконструкции»; выселение вместе с женой, тремя сыновьями и Азой, дочерью Орцхо, в Петропавловск. Арсамак Мальсагов работал агрономом, зоотехником и начальником Облживплемконторы Северного Казахстана.
В марте 1949 года Арсамака Артагановича не стало, не удалось ему дожить до самого светлого дня, который может быть назван одним словом – Возвращение!
Три брата, рука об руку, принимали участие в Первой мировой войне в составе Ингушского полка. Старший брат Ахмед, кавалер четырёх Георгиевских крестов, в 1930 году расстрелян.
Вот основные этапы жизни братьев, сыновей Артагана Мальсагова.
Участие ингушей было оценено самим царём как бессмертный подвиг. «Ингушский полк, как горная лавина, обрушился на германскую дивизию. Он был немедленно поддержан Чеченским полком. В истории русского Отечества не было случая атаки конницей вражеской части, вооружённой тяжёлой артиллерией. 4,5 тысяч убитых, 3,5 тысяч взятых в плен, 2,5 тысяч раненых.
Менее чем за 1,5 часа перестала существовать Железная дивизия, с которой боялись справиться лучшие воинские части союзников, в том числе и русской армии.
Передайте от имени царского двора и от имени русской армии братский привет отцам, матерям, жёнам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивших своим бессмертным подвигом начало конца германским ордам.
Никогда не забудет этого подвига Россия. Честь и хвала им!
С братским приветом Николай П».
Прежде чем приступить к раскрытию образа каждого из них, мне хотелось бы рассказать об их отце – Артагане Орцхо-Хаджиевиче Мальсагове.
Для ингушей земля испокон веков всегда – смысл жизни. Много вместила земля пота и крови поколений предков. Земля для ингушей – основа всех основ, она – источник вдохновения, дающая силу.
«Они как, пожалуй, никто на планете, смогли сохранить силу, заключённую в традициях, вере, устоях. В Ингушетии историей дышит не просто каждое ущелье, башня. История фамилии, семьи, рода – в сердце каждого истинного ингуша. Каждый дом здесь – это ещё и музей, место, где бережно хранится память о предках, фамильные реликвии. Помнящие родство ингуши с гордостью и доверительно открывают перед гостями домашние архивы.
Тени предков, память о них хранят и направляют своих потомков по пути истины и добра. Листая страницы народной истории в ингушских домах, мы убеждались, что наши современники верны идеалам чести, благородства, патриотизма. Подобными примерами богата эта крохотная с точки зрения географических масштабов республика.
В своей работе мы постарались показать судьбу одного поколения семьи грамотных, воспитанных и уважаемых ингушей. Не из лёгких жизнь и других ингушей, живших в горах и сёлах, тяжёлая и беспросветная. Но в основе своём малограмотных ингушей никогда не покидала вера в лучшее будущее».
Башир Гайтов:
«Если его сына Ахмета (Пунтика) одолевал ложный стыд писать о своём отце, то ещё менее удобно это было снохе. А если учитывать ингушский эздел (этикет), она справилась отлично!
Через письма оттуда, куда Орцхо был заключён по известной 58-й статье (все его былые заслуги были забыты или извращены настолько, что всё белое стало чёрным), узнаём о беззаконии того времени, зверском содержании в лагерях, отношение к ним бериевских палачей. Даже в момент хрущёвской оттепели, в процессе пересмотра сфабрикованного дела, вместо извинения семье удосужились вытянуть с них в те голодные годы крупную сумму денег. Наглость, бесстыдство, вымогательство органов – всё показано в натуре.
Все семейные события изложены ясно, затрагивая параллельно и его товарищей, и родственников: Х. Орцханова, А. Газдиева, К. Чхеидзе, А. Богатырева, Р. Озиева.
Власть, основанная на безбожии и лжи, доносах и репрессиях, не могли дать ничего хорошего. Поэтому и получили они по заслугам: диктатор-тиран, отравленный своим другом-опричником, а того, по воле Аллаха, расстрелял Н. Хрущёв. Как говорится, собаке собачья смерть.
Какой-то злой рок витал над братьями Мальсаговыми: Ахмед расстрелян (1930), Созерко в одиночестве умер вдали от Родины (1976), Орцхо, дважды репрессированный (1944, 1950), рано ушёл из жизни (1961). Арсамак недолго прожил после высылки (1949) – все, не повидав друг друга не попрощавшись с близкими и родными, разбросанными на тысячу километров.
Заболев в тюрьме, куда его кинули за защиту отца, перенеся все мучения по его освобождению, умер холостым, мало прожив, сын Казбулат (1960).
Дала гешта долда царег1 , Дала къахьетам болба.
Были у нас достойные, незабываемые, высокочтимые в народе муллы, шейхи, устазы из религиозных деятелей, но думаю, что эта когорта стоит так высоко. Орцхо, как и его братья, оставил после себя достойные дела и добрую память о себе, вырастил хорошее потомство.
Все описанные в публикациях события мне близки, почти аналогичное произошло и с нашей семьёй. Нас в 1944 году выслали из с. Экажево. Отец после работы судьёй в Пригородном районе год работал секретарём Назрановского района. Поселили в с. Нагорное Келлеровского района Кокчетавской области. Его чуть не посадили за защиту мальчика-немца, которого избивал председатель колхоза. Через два-три месяца переехали в райцентр, затем в Кокчетав. С нами находился и Ибрагим Гайтов из с. Кантышево, пока через полгода не нашлась его семья под Петропавловском.
В 1955–1958 гг. я учился в Карагандинском горном техникуме, затем работал в Кокчетаве, а в 1959 году мы вернулись на Кавказ.
Как известно, умные, образованные, деловые ингуши власти в то время не были нужны. Из кокчетавских ингушей-интеллигентов того времени я помню многих. Это Зака Аушев, Ибрагим и Саварбек Арсамаковы, Султан Арчаков, Заурбек, Алаудин и Багаудин Бековы, Ази Богатырев, Гази-Магомед Ведзижев, Ахмет Газдиев, Хамид Гайтов, Юнус Гадаборщев, Хамзат Гастемиров, Ахмед Дудургов, Ахмет Дахкильгов, Тархан и Усман Кулбужевы, Хаж-Умар Льянов, Орцхо и Исраил Мальсаговы, Магомед и Алаудин Озиевы, Алаудин Мислауров, Аюп Тариев, Висан-Гирей Тумгоев, Висан-Гирей Цицкиев, Алаудин Хаматханов и многие другие. Пусть простят меня те, кого забыл упомянуть.
Многие были наши родственниками, бывали у нас, обслуживать и слушать их беседы было для меня огромным удовольствием и счастьем.
Пожелание авторам: опубликовать свой труд в журналах, альманахах Ингушетии, Чечни и ЮФО, издать отдельной книгой, дополнив воспоминаниями о нём родственников и всех знавших его. Это было бы очень кстати к 100-летию со дня рождения Орцхо Артагановича Мальсагова.
Отдельное спасибо газете “Ингушетия” за публикацию “Эпистолярное наследие”.
Башир Гайтов, инженер, житель г. Назрань».
Пожелание Башира Гайтова (Дала гешта долда цог1, вийрзза меттиг даькъала хайла). Через 13 лет мне удалось начать печатать тексты в книжном издательстве «Четыре» Санкт-Петербурга.
В декабре Владимир Путин издал Указ о праздновании 100-летия Ингушетии. Живём надеждой в 2025 году весь имеющийся материал издать отдельной книгой.
АРТАГАН ОРЦХО-ХАДЖИЕВИЧ МАЛЬСАГОВ
(1849–1925)
У ингушского народа есть прошлое, настоящее и будущее. Между этими понятиями, определяющими жизнь, существует связь, которую прерывать нельзя. Самое главное – понять связь времён, преемственность поколений, выявить природную храбрость, которые дают возможность ощутить самые святые чувства – чувство Родины, патриотизм.
Среди множества горских офицерских династий династия Мальсаговых стоит особняком.
В истории ингушского народа род Мальсаговых, по мнению Ах. У. Мальсагова, «является древнейшим в Ингушетии. Он состоит из 11-12 поколений, начиная с конца ХVI века… Судьба Мальсаговых неразрывно связана с историей их предков таргимхойцев. Прямой предок рода Мальсаговых – Малсаг– жил в горной Ингушетии, в каменной башне Мальсаговых, расположенной в Таргимском башенном комплексе».
В народе о нём сложено много устных народных преданий и легенд, в которых показан как сильный и почитаемый человек.
Имя Артагана Орцхо-Хаджиевича встречается – «среди представителей шестого поколения Мальсаговых(1840–1870) встречаем более 20 офицеров иррегулярных (милиционных, охранных) отрядов и регулярных воинских частей». Среди них значится хорунжий Артаган Орцхо-Хаджиевич.
Каждый член семьи с детства помнит имена представителей семи поколений и только представителей мужского рода. А вот ветка моих детей: Темарсолт – Бахмад – Орцхо-Хаджиевич (1821) – Артаган (1849–-1925) – Орцхо (1898–1961) – Ахмет (1932–1993) – Орцхо (1993 – мой соавтор).
В биографии Артагана Орцхо-Хаджиевича отражена история ингушского народа. Семья Артагана Мальсагова является ценным историческим материалом для исследований периода ХVII–ХХ веков ингушской истории.
Артаган Мальсагов – герой Русско-турецкой войны (1877–1878).
Основная задача – восстановление незаслуженно забытых имён ингушских военных и общественно- политических деятелей, в первую очередь.
Восстановлено имя Артагана Орцхо-Хаджиевича Мальсагова, которое встречается в работах с изучением материалов о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Артаган-дед, его сыновья: Ахмед, Созерко, Орцхо, Арамак, внуки: Ахмет, Арсамак, Азамат оставили свой яркий след в царской, российской, кавказской и советской истории.
Наши предки не были образованны, но они были мудры, мудрость их заключалось в Слове. В переводе с русского языка разговор на ингушском языке означает «къамаьл», состоящий из двух слогов: «къа» – «грех», «маьл» – «добро». Именно поэтому одним словом можно совершить грех, а можно сотворить добро. От одного дыхания можно определить, что несёт с собой человек: зло или добро? Людям дан язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. Язык позволяет людям установить дружбу, согласие и взаимную любовь.
Бесписьменный народ почти немой. Язык – хранитель тайн, мудрец народа, в нём память прошлых лет. Очень многое ушло в могилу с нашими мудрыми стариками оттого, что не были зафиксированы исторические события, моменты.
Ингушский язык получил письменность после Октябрьской революции. Это связано с тем, что Ингушетия всегда была ареной войн.
Биография Артагана Орцхо-Хаджиевича Мальсагова обширна и многогранна, но в течение столетия не была доступна не только для читателей, но и для исследователей: историков, литераторов, а также для членов семьи.
Военная биография Артагана Орцхоевича-Хаджиевича стала известна широкому кругу читателя совсем недавно, начиная с 2003 года, благодаря труду Ахмета Уматгиреевича Мальсагова, (Дала гешта долда цог1!), его замечательной книге «Ингуши. История и века родословий».
Артаган Мальсагов из почётных жителей Ингушского округа, Назрановского участка, аула Альты, родился в 1849 году (по данным послужного списка) (262 с.). А на 264 странице опечатка: вместо 1849 года указан 1851 год рождения. И дата смерти указана неверно: вместо 1925 года указан 1917 год.
Артагану Мальсагову было семь лет, когда он слушал рассказы стариков о Крымской войне (1853–1856 гг.), которая только что окончилась. В этой войне 325 ингушей – родовых всадников и 80 офицеров временной милиции были награждены серебряными медалями. Старики и дети гордились своими героями-односельчанами. Мог ли Артаган думать о том, что участник Крымской войны подпоручик Банухо Базоркин (8 /20/ сентября 1833 – 1906) (в разных источниках он упоминается и как Бунухо, Бонухо, Бунхо, Бунахо, Банухо) через столько лет будет его командиром, но уже в звании подполковника, первым генералом из числа ингушей, да ещё тестем? Конечно, нет!
В те времена двух сотенная горская милиция пользовалась большой известностью и популярностью. Артаган Мальсагов с детства вынашивал желание служить в горской милиции.
Мужественный и решительный в своих поступках, он, будучи 17-летним юнцом, 18 августа 1866 года вступил всадником в 3-ю роту Терской постоянной милиции. Его отличал невысокий рост и широкие плечи. В народе это было подмечено: «Артаг1 белаш санна», дословный перевод: «Широкие плечи как у Артагана», – любила рассказывать жена Орцхо, Совдат (Прим. автора).
С 1 июня 1869 года Артаган Орцхо-Хаджиевич уже зачислен оруженосцем во 2-й взвод (горцев) лейб-гвардии Кавказского эскадрона Собственного Его Величества Конвоя.
Юнкер Артаган Мальсагов (13 апреля 1871 г.) за добросовестную службу был награждён серебряными часами (15 апреля 1872 г.).
Постепенно он движется по военной лестнице. За свою безупречную храбрость и находчивость 10 августа 1873 года его произвели в прапорщики.
1 июня 1874 года переведён в 3-ю сотню Терской постоянной милиции, которая к этому времени привлекала в свои ряды представителей ингушей в планах подготовки намечавшейся войны с Турцией.
К осени 1876 года началось формирование иррегулярных частей из представителей коренного населения.
Очень много интересного материала о Русско-турецкой войне и об участии Артагана Мальсагова в этой войне можно почерпнуть во многих источниках.
Развитие военного дела и военной мысли у Артагана начиналось не только в его родном селе. Стремление учиться, увидеть мир, познакомиться с чужой культурой было в крови ингушей. Предпочтение отдавалось военному делу по нескольким причинам. Прежде всего – материальная сторона. Кадетам в военных училищах платили. Во-вторых, учиться в царских учебных заведениях не было возможности из-за отсутствия денег. К этому можно добавить и удаль молодецкую.
Артагана Мальсагова зачислили в созданный Ингушский дивизион для участия в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Всё ингушское мужское население старше 16 лет выразило готовность идти в милицию, хотя из ингушской и осетинской среды набирали только по 250 человек.
25 ноября 1876 года полностью сформировали Терско-Горский конно-иррегулярный полк под командованием начальника Владикавказского округа полковника П.Ф. Панкратова. Командиром Ингушского полка был назначен подполковник Банухо Базоркин, командирами ингушских сотен – подпоручик Батако Ужахов и майор Банухо Долгиев; младшими офицерами во 2-й Ингушский дивизион – подпоручик Маги Наурузов, прапорщики Дох Мальсагов, Керим Богатырев, ротмистр Николай Альдиев, Генарду Есиев, подпоручики Умар Сампиев, Гани Джемиев, а также прапорщик Артаган Мальсагов.
Каждая сотня имела свой, отличный от других сотенный значок, служащий как бы сотенным знаменем. Для всего личного состава была единая форма одежды: чёрные черкески с синими погонами с буквами «Т-Г», белые бешметы, папахи из чёрного курпея с белым верхом, мягкие солдатские сапоги.
Ингушский полк, собранный в селении Базоркино, выступил с собственным почётным знаменем алого цвета, жалованным ингушскому народу в 1841 году за верность и преданность России. Знамя вывозилось в строй со всеми почестями, присвоенными знамёнами и штандартам по Уставу.
Ингушский дивизион в составе ХIII армейского корпуса прошёл трудный и тяжёлый, но славный путь. В этой войне принимали участие иррегулярные милиционные части, сформированные из представителей народов Северного Кавказа. На Кавказском фронте в боевых действиях принимали участие 2-й и 3-й Дагестанский, Чеченский, Кабардино-Кумыкский конно-иррегулярные полки 6-сотенного состава.
Проделав путь длиною в неделю, 15 декабря 1876 года Терско-Горский конно-иррегулярный полк прибыл в Кишинёв, где находилась главная квартира Дунайской армии. Часть была расквартирована в Молдавской деревне Гура-Галбино, недалеко от Кишинёва. Местные жители отзывались о своих постояльцах очень хорошо: «Народ смирный, весьма трезвый и честный; ни воровства, ни буйства, ни обид или притеснений хозяев за ними не водится».
Месяца три-четыре шла подготовка к военным действиям, изучали местность. Только лишь в конце марта продвинулись к румынской границе.
24 мая 1877 года главнокомандующий кавказской армией приказал приступить к формированию 2-го Терско-Горского конно-иррегулярного полка 4-сотенного состава: из кабардинцев и балкарцев, чеченцев, осетин и ингушей.
Каждый воин вписал своё имя в историю ингушского народа. На поле брани каждый ингуш раскрывал свои индивидуальные способности, чтобы ими был доволен командир. Будучи лихими наездниками, каждый старался превзойти друг друга в военном деле.
История Русско-турецкой войны изобилует фактами, свидетельствующими об укреплении боевого содружества горцев Северного Кавказа с кавказским командованием. Представители северокавказских народов участвовали во всех сражениях Русско-турецкой войны – как на Балканах, так и на Кавказском театре войны. Осмотрев Терско-Горский конно-иррегулярный полк, начальник полевого штаба действующей армии генерал-адъютант А. А. Непокойчицкий доносил императору: «Терско-Гребенский полк, прибывший с Кавказа… славный полк, так и дышит Кавказом».
Ввиду недостатка кавалерии Ингушский дивизион, состоящий из двух сотен, отослали в Одессу для охраны переправы через Дунай и тем самым обеспечили тылы ХIII армейского корпуса. Для самостоятельных наступательных действий не хватало ни сил, ни средств. Ингушский дивизион нёс сторожевую службу в окрестностях Татар-Бунара, Измаила, Тульчи, занимал посты, расположенные у заграждений на Дунае, имел стычки с неприятелем.
Даже видавший виды на войне подполковник Банухо Базоркин восторгался мужеством и находчивостью Артагана. В свои 28 лет он полон сил и энергии, не раз доказывал командиру свою преданность. Командиру нравилось отношение двух прапорщиков Артагана и Доха Мальсаговых друг к другу. Это была настоящая мужская дружба. Банухо Базоркин верил и доверял им, как самому себе.
Прапорщика Доху Мальсагова с десятью всадниками командир отправил в главную квартиру, а сам повёл дивизион в Болгарию. Артаган всегда находился рядом с подполковником Банухо Базоркиным и его сыновьями.
«Поведение ингушей и гусар в этой стычке с неприятельской пехотою было достойно высшей похвалы, особенно ингушей, – сообщал в штаб Рущукского отряда командир ХIII корпуса генерал-адъютант А. М. Дондуков-Корсаков. – Они с беззаветною храбростью и настойчивостью бросались на неприятеля, осыпавшего их пулями, особенно в кустарнике, перевязанном глубокими оврагами. Ингуши, поддержанные эскадроном гусар, смело атаковали пехотные части».
Подполковник Банухо Базоркин был горд за своих преданных воинов. Ингушский дивизион принял участие в ряде крупных сражений на Балканах. Под командованием грамотного командира Банухо Базоркина со всей ответственностью выполнены возложенные на него задачи.
Ингуши продемонстрировали, по историческим документам, неимоверную храбрость.
«За отличие в бою у с. Кацелево были награждены ингуши: командир дивизиона Банухо Базоркин – орденом Св. Анны 2-й степени, … прапорщик Артаган Мальсагов – орденом Св. Анны 4-й степени «За храбрость». Во всех этих сражениях ингуши проявили мужество и храбрость. Среди особо отличившихся командование назвало всадников … также прапорщика Артагана Мальсагова и урядника Мусу Ганижева».
С 10 по 23 января 1878 года дивизион в составе 8-го армейского корпуса участвовал в преследовании турецкой армии от р. Кара-Лома к крепости Шумле. Начальник штаба Кавказской казачьей дивизии, куда входил и Терско-Горский конно-иррегулярный полк, П. Д. Паренсов писал: «Совершенно в них влюбился. Это была настоящая кавалерия. Центавры».
12 ноября ингуши вновь участвуют в бою.
22 декабря под предводительством полковника Панкратова, с сотней 36-го казачьего полка и полусотней ингушей удалось освободить угоняемых противником мирных жителей и отбить много скота. Ингушский дивизион отбил у неприятеля до 1000 голов скота. Эта добыча стала существенным подспорьем для самого дивизиона, а также для мирных жителей.
За время войны состав Ингушского дивизиона сократился на четверть. Многие погибли в боях, умерли от ран и болезней. Сердечная рана не давала покоя Артагану, когда приходилось оставлять на поле боя своих братьев-ингушей.
После окончания войны Ингушский дивизион продолжал нести службу в ХIII армейском полку.
17 апреля 1878 года Ингушский дивизион был награждён Георгиевским знаменем «За отличие в турецкую войну 1877-1878 годов», а его командир Банухо Базоркин Высочайшим Императорским приказом переводится в лейб-гвардии Собственный Его Императорского Величества конвой.
Генерал А. М. Дондуков-Корсаков, в чьё распоряжение поступил Ингушский дивизион, писал: «Войска ХIIIармейского полка с великим сожалением расстаются с этими славными боевыми товарищами, заслужившими по общему отзыву название отличных храбрецов в отряде. Заслуги эти вознаграждены самою почётною для войск наградою… жалованием дивизиону Георгиевского штандарта.
Господа офицеры, урядники и всадники Ингушского дивизиона! Вы можете с гордостью развернуть на Кавказе Ваш Георгиевский штандарт и заявить своим землякам и соаульчанам, что военные товарищи, всего труднее отдающие другим предпочтение в храбрости, признавали за вами это преимущество. Войско ХIII корпуса знает о ваших смелых подвигах под Солеником и молодецких стычках под Шумлою, они будут помнить ваш богатырский и ваш победоносный конный бой 3 ноября с турецкою пехотою на Кацелевских крутых высотах, покрытых кустарниками, по которым и пехота с трудом проходила.
Поздравляю Ингушский дивизион и мужественного их толкового командира с этою завидною для всякого воина репутацией и от лица войск ХIII корпуса благодарю за бдительную аванпостную службу, охранявшую спокойствие стоявших сзади войск, и за беззаветную храбрость в бою, выручавшую не раз товарищей из опасности.
Командир корпуса генерал-адъютант Манзей».
Только за военные заслуги Артаган Мальсагов имел награды:
1) золотая медаль на Анненской ленте для ношения на шее – 10 августа 1873 года;
2) серебряная, светло-бронзовая медаль «В память войны 1877-1878 гг.»;
3) орден Св. Анны 4-й степени «За храбрость» – 10.10.1878 г.;
4) орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом – 29 апреля 1879 г.;
5) орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом – 14.03.1879».
А. М. Дондуков-Корсаков в приказе от 2 сентября 1878 года в городе Филиппополе сказал: «Расставаясь с вами, храбрые всадники Терско-Горского конно-иррегулярного полка, сердечным долгом считаю выразить вам искреннюю благодарность за достойную службу вашу.
Ингушский дивизион, находясь большую часть прошлой компании под начальством моим как командира ХIIIполка, нёс всё время передовую службу в отрядах и во всех делах примерами самоотвержения, храбрости и всех военных доблестей приобрёл в ХIII корпусе заслуженную славу и уважение всех своих сослуживцев. Полученные Ингушским дивизионом награды и знамя пусть засвидетельствуют по возвращении на Родину, насколько оценена… достойная служба ингушей в прошлую компанию; с гордостью встретят вас по возвращении в аулы ваши старшины и родные ваши, как достойно исполнивших свой долг и доказавших всегдашнюю преданность ингушского народа … Отечеству. Со своей стороны, я счастлив и с гордостью буду вспоминать, что под начальством моим находились такие примерные молодцы, как славный Ингушский дивизион.
Считаю приятнейшим долгом заплатить заслуженную дань уважения и самой искренней благодарности славному командиру полка полковнику Панкратову, так блестяще исполнившему во время войны всем даваемые ему поручения и бывшему одним из деятельнейших боевых моих сотрудников во время моего командования ХIIIкорпусом. Дивизионным командирам майору Есиеву и ротмистру Альдиеву, сотенному командиру прапорщику Тхостову, подпоручику Зембатову, подпоручику Ужахову и прапорщику Мальсагову выражаю самую искреннюю и тёплую благодарность за доблестную и усердную службу.
Храбрым сослуживцам моим всем чинам Терско-Горского конно-иррегулярного полка, о которых сохраняю навсегда самую дорогую память – от всего сердца желаю новой славы, счастья и всего лучшего».
Воины Ингушского дивизиона под командованием Б. Базоркина показывали чудеса храбрости, и поэтому многие из них были не только награждены орденами, но и произведены в следующие чины: Темурко Боров, Керим Богатырев, Батако Ужахов, Гани Джемиев и многие другие. За свою храбрость, проявленную в боях в Роданских горах, были награждены орденами подпоручик Мачи Абиев, прапорщики Актемир Ужахов, Муртуз Дзортов, ротмистр Николай Альдиев, прапорщик Артаган Мальсагов. Прапорщик Атабий Базоркин был награждён Георгиевским крестом.
После принятия на Берлинском конгрессе (июнь-июль 1878 года) решения о сокращении численности Российской армии в Болгарии 28 августа 1878 года Терско-Горский полк сняли с позиций, включили в состав Бургасского отряда.
5 октября Терско-Горский конно-иррегулярный полк под командованием Банухо Базоркина полк погрузился в городе Бургасе на пароходы и через два дня прибыл в Севастополь. Вскоре Ингушский дивизион тепло встречали во Владикавказе. 23 октября 1878 года его расформировали, а его всадников отпустили по домам.
Овеянный славой вернулся на родину Терско-Горский конно-иррегулярный полк. Грудь многих всадников, в том числе и прапорщика Артагана Мальсагова, украшали ордена и медали, Георгиевские кресты. Дух братства, заложенный в войне, надолго сплотил всех всадников дивизиона.
За отличие в боях Банухо был удостоен семи орденов, среди которых на особом месте стояли ордена Св. Владимира 3-й степени и Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Награждённым орденом Св. Владимира даже 4-й степени до начала ХХ века давало право на получение потомственного российского дворянства.
Все сыновья Банухо Базоркина были очень дружны с Артаганом Мальсаговым, которому было присуще высокое искусство джигитовки и стрельбы с коня. Им было чему поучиться у Артагана, владеющему искусству джигитовки: метко стрелять на полном скаку в цель, нагнувшись с седла к земле, скакать сидя задом, лёжа спиной поперёк лошади, стоя на седле ногами и на голове. Этому искусству он научил и сыновей Банухо Базоркина. Бок о бок воевали они, освобождая Болгарию, Кишинёв и другие города.
В 1888 году «в сём достоинстве» утверждён Правительствующим Сенатом и пятидесятилетний подполковник Банухо Базоркин. В 1904 году, по выходе в отставку, он получил чин генерал-майора.
В знак расположения к Артагану подполковник Банухо Базоркин выдаёт за него свою дочь Хани (10 октября 1859 г. – 1900 г.).
У Банухо Базоркина было шестеро сыновей и три дочери: Асланбек (1851 г. р.), Мухтар, Крым-Султан (1853 г. р.), Атабий (1856 г. р.), Ибрагим (1862 г. р.), Муртуз-Али (1870 г. р.), Буги (1849 г. р.), Белмусхан (1857 г. р.), Хани (1859 г. р.). Почти все сыновья участвовали в Русско-турецкой войне, все шурины «были цветом интеллигенции своего времени, получили блестящее образование». Артаган гордился ими.
Артагану легко было общаться со старшей сестрой жены, свояченицей Буги, так как она была его ровесницей. Но сама Хани была расположена к сестре Белмусхан, разница между которыми всего лишь два года, поэтому и интересы их совпадали. Несмотря на разницу в десять лет, жена оказалась мудрее, чем предполагал Артаган Мальсагов. Первая попытка, которую предприняла жена, – она стала учить мужа писать и читать. Только тогда Артаган понял и осознал важность учения. Он поставил перед собой цель – обязательно выучить своих детей грамоте.
Артаган Орцхо-Хаджиевич, лишившись возможности получить образование, в глубине своего сознания хранил огромное желание к всеобщему образованию и наукам. Мудрость знаний для него была дороже всех богатств. Артаган Мальсагов помнил, что ничто не проходит бесследно, усвоенное в детстве – как высеченное на камне. Это желание Артагана и предопределило судьбу его сыновей. Маас, как я и говорила ранее, поступил в Санкт-Петербургский университет, но, будучи студентом 3-го курса, умер от туберкулёза. Второй брат, Ахмед, не получил образования. Он был участником Дикой дивизии, стал кавалером четырёх Георгиевских крестов, вся семья гордилась подвигами Ахмеда. Созерко в 1912 году окончил Воронежский (Михайловский) кадетский корпус, Александровское военное училище (1915). Орцхо после кадетского корпуса (1916) окончил Михайловское артиллерийское училище. Младший брат Орцхо, Арсамак, окончил в Москве Сельскохозяйственную академию имени К. А. Тимирязева.
16 июня 1882 года Артаган был зачислен в 3-ю сотню Терской постоянной милиции всадником 3-его разряда, а 1 сентября – всадником 2-го разряда.
29 сентября 1892 года Артагана Мальсагова переводят в Кизляро-Гребенской казачий полк.
5 июня 1894 года Артаган Орцхо-Хаджиевич откомандирован от полка, исключён из списков. Дети маленькие, семья разрасталась, нужно было заниматься домашним хозяйством.
Что формировало понимание красоты у Артагана Мальсагова, любви к родной земле? Ответить на этот вопрос в самом общем плане можно стихами А. Твардовского «За далью – даль»:
Мы все – почти что поголовно
Оттуда люди, от земли!
Кровная, неразрывная самая жгучая, самая смертная связь с землёй, с её тружениками-земледельцами, с историческим и этическим опытом народа, веками складывавшейся эстетикой труда, быта и отдыха, с устным народным творчеством и крестьянским мироощущением, облагораживающее и очищающее душу единение с природой – вот что питало и на чём воспитывал Артаган-отец своё потомство.
Как проносится кинолента, так и мы на десяти и более страницах постарались рассказать о главных моментах жизни и деятельности Артагана Мальсагова. Но нам не хватило бы страниц, чтобы рассказать, сколько бессонных ночей провёл он, проливая слёзы после смерти жены, о его душевных страданиях, от той безысходности, о тех бессонных ночах, проведённых им в тусклом одиночестве.
Там на войне всё было по-другому. Он видел смерть близких ему людей, друзей, его сердце сжималось от боли, а его силы утраивались в борьбе с врагом. Ему хотелось громить и громить врага.
А тут другая ситуация. Он остался с младенцами: старшему пятнадцать лет, а младший – новорождённый. Подобно своему грудному младенцу, Артаган становился беспомощным и бессильным, у него происходил внутренний надлом. Из воспоминаний Мадины Созеркоевны: «сестра Артагана приложила младенца Арсамака к своей груди. Младших троих детей временно забрали досматривать родственники по материнской линии, Базоркины».
Это делалось во благо детей, но Артаган чувствовал пустоту в доме, его сковывало одиночество. Без женских рук в доме не обойтись. Артаган после разговора с тестем Банухо женился вторично из-за присмотра за детьми. От второго брака детей не было.
Что питало, на чём воспитывался сам Артаган, что помогло ему в воспитании своих наследников?.. Во-первых, вера и любовь к Всевышнему, которая давала ему терпение и равновесие. А также его семья, оказывавшая ему всяческую поддержку, тесть Банухо, шурины и сами дети-орлята, которых он безумно любил.
Вся кладезь мудрости, переданная им детям – святость нравственных принципов, которые в свою очередь, как эстафету, передавали от одного поколения другому.
Почитание старших, прежде всего родителей – они унаследовали от отца, усвоили с молоком матери благородный этический обычай. Отцу ни разу не пришлось поругать сыновей за непослушание и невнимательность. Сыновья всегда поступали по совету старших. Отец Артаган по-своему любил детей, уважал личность каждого, формировал в них лучшие качества, духовное богатство, нравственную чистоту. Он находил в сыновьях не только радость и утешение, но и долг перед обществом. Его любовь была и требовательной, иногда и излишне строгой. А всё это лишь потому, что он хотел видеть детей нравственно воспитанными. Артаган-отец внедрял эти требования в сознание каждого сына с тем, чтобы они сами могли не только направлять и контролировать свои действия, предъявлять этические требования к другим людям – оценивать их поступки, но и закладывать это в своих детях. Он воспитывал в сыновьях прежде всего нравственность. Отсюда соответствующие убеждения, нравственные склонности, чувства, устойчивые моральные качества личности. Ему хотелось гордиться не только детьми, но и внуками, и правнуками.
Взаимоотношения братьев между собой в этой семье имело немаловажное значение. Старшие братья брали шефство над младшими, а младший (любимец семьи), выполняя указания старших, рос под их влиянием и опекой. Братья Маас, Ахмед, Созерко и Орцхо были для младшего Арсамака крепостью.
Артаган Орцхоевич-Хаджи хотел, чтобы его сыновья добились того, что оказалось не под силу ему самому, особенно в учении. Привычка к трудовому усилию, ответственность за порученное дело, бережливость пригодилась сыновьям в дальнейшей жизни.
26 февраля 1900 года Артагана вновь прикомандировали к Кизляро-Гребенскому полку старшим урядником (см. «Ах. У. Мальсагов. Ингуши. История и века родословий». – С. 262).
Приказом № 266 от 1905 года «Признавая неутомимую энергию, распорядительность, добросовестное отношение к долгу службы… и старшин… Мальсагова… объявляю всем … вышеуказанным лицам мою благодарность. Подлинный подписал: начальник области и наказной атаман генерал-лейтенант Толстой» (см. «М. С-Г. Албогачиева-Гадаборщева. Об Ингушетии и ингушах». – С. 238).
В 1906 году умер тесть Артагана – генерал-майор русской армии Банухо Базоркин, который являлся для Артагана Орцхо-Хаджиевича олицетворением воинской доблести, мужества. Если со смертью жены Хани у Артагана ушло семейное счастье, то с уходом Банухо Базоркина пропал и стимул к военной службе, всё то, что его вдохновляло на военное дело, воспоминания о былом. У Артагана-отца вновь произошёл внутренний надлом. Да и ранения с возрастом давали о себе знать.
26 февраля 1907 года Артаган Мальсагов назначен помощником 3-й сотни Терской постоянной милиции, хорунжим.
Приказом №15 от 1907 года «из 3-й сотни Назрановского округа с 16 апреля исключён старший урядник прапорщик Мальсагов Артаган».
Приказом № 10 от 1910 года «Приказом по Кавказскому военному округу от 26 минувшего февраля за № 82 вместо помощника командира 3-й сотни Терской постоянной милиции поручика Чабиева, переведённого обер-офицером Закавказской полицейской стражи, назначается на должность помощника названной сотни прапорщик Мальсагов Артаган» – за подписью Временного губернатора Терской области генерал-лейтенанта Колюбакина.
1 февраля 1911 года ввиду прекращения деятельности Терской милиции и создания охранной стражи Артаган освобождён от несения служебных обязанностей.
6 декабря 1912 года Артаган был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени.
Приказом № 48 от 1913 года – «Высочайшим приказом, состоявшимся в 14-й день минувшего июня, помощник командира упразднённой 8-ой сотни Терской постоянной милиции прапорщик Артаган Мальсагов уволен от службы по домашним обстоятельствам, с пенсией».
В 1925 году Артагана Орцхо-Хаджиевича не стало. В работе Ахм. Ум. Мальсагова указана дата смерти – 1917 год.
Сохранилось семейное фото, где на фото есть дочери Созерко Раиса (1920 г. р.) и Мадина (1924 г. р.) на руках у жены дяди Ахмеда. Исходя из этого, мы указали 1925 год.
Семья на протяжение всей жизни для Артагана Орцхо-Хаджиевича была поддержкой. Именно в семье он находил взаимопонимание, именно эта поддержка грела душу, воспитывала, поднимала духовные силы и помогала искать истину. Именно благодаря семейному воспитанию Артаган Мальсагов становился лучше и чище, служил добру и истине, справедливости и свободе.
Имя человека забывается после ухода из жизни. И только дети, в особенности сыновья, продлевают имя своих родителей в памяти и сердцах людей. Так что, пока будут живы его дети, внуки и правнуки, а ингуши хорошо помнят все семь поколений, имя Артагана Мальсагова не исчезнет с уст ингушского народа, как нельзя вычеркнуть из памяти людей знания о Русско-турецкой войне, о Первой мировой войне, Гражданской войне, участниками которого были Артаган и его сыновья.
Вместе с Артаганом в Русско-турецкой войне проявляли чудеса храбрости Котиев Арсланбек, Дох Мальсагов, Саит Богатырёв, Магомед Чанкурович Албаков (был женат на Дзан Эльбертовне Мальсаговой-Албаковой/ и многие другие.
С уважением Айшат Мальсагова,
Орцхо Мальсагов




