Родился в 1950 году.
Литератор, автор ряда книг и сотен статей на темы загадок природы и творчества в многочисленных изданиях (газеты «Советская Россия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и др.).
Лауреат областного конкурса Союза журналистов СССР (1992), обладатель ордена «За вклад в литературу России XXI века» от Союза писателей России (2020), различных премий и конкурсов СПР: военно-патриотической премии имени А. В. Суворова (2019, диплом и медаль), литературной премии «Квартет» имени И. А. Крылова (2021, диплом и медаль), литературно-общественной премии имени Ф. М. Достоевского (2021, диплом и медаль).
Герман Рафаэлевич – член Союза журналистов СССР (1982), Московского союза литераторов (2000) и Союза писателей России (2010).
РАДИАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО
Радиация, как и вибрация, – постоянная составляющая любой жизни, если не сказать, что и жизнь возникла не без помощи радиации. Само солнце – своего рода ядерный реактор. Поэтому надо исследовать приспособление живых существ к радиации, посмотреть, как радиация внутри нас (любое живое существо радиоактивно) вступает во взаимодействие с радиацией извне. Очевидно, что насыщение организма радиацией до определённого предела повышает его выживаемость и работоспособность. А выше этого предела начинается вред. С другой стороны, бывает, что выживший после большой дозы радиации человек вдруг преображается и дольше живёт. Как и выживший после удара молнии человек меньше болеет, ощущает в себе больше энергии и открывает в себе новые способности.
Что такое радиация? По-латински это – излучение. И жизнь на планете Земля пошла от Солнца, от солнечных лучей, которые пронизывают космос, все тела. Солнечные лучи пронизывают и охватывают все текущие процессы (сталкивания и разлетания, прохождение рядом и наведение разных полей), передают им свою вибрацию. Вспышки на солнце влияют на рождаемость – на Земле больше рождается гениев.
И вдруг в какой-то момент где-то возникает жизнь. Каким образом?.. От столкновения тел или от прохождения тел рядом под постоянным излучением Солнца, под постоянной бомбардировкой его лучами всего… То есть от удара (или близости) и излучения… На Земле постоянное зарождение новой жизни происходит от слияния мужского и женского, а в космосе, в безжизненной среде (или не в безжизненной?) – от удара и излучения. Потому что излучение и вибрация всё делают причастным к жизни… Потому что излучение и жизнь – это сопутствующие явления… И потому что в каждом вибрирующем теле вырабатываются какие-то излучения. В их взаимодействии или противостоянии, да ещё под воздействием солнечного излучения и зарождается в какой-то момент жизнь. Наше тело содержит радиоактивные изотопы 14C, 40K, 210Po. А святые… разве светящийся нимб над их головой – не свидетельство высокого уровня радиации? Из рассказов очевидцев мы знаем, что в разных странах и в разное время монахи во время очень строгого поста начинали видеть, как их руки светятся, а по одежде пробегают искры…
Всё на Земле не только подвержено излучениям и пронизано ими, но и само излучает. Например, наш глаз. Есть люди, которые одним только взглядом оказывают сильное воздействие на всё живое: на людей, на животных, на растения, на воду, на огонь. Еще древнегреческий философ Сократ (469–399 до н. э.) замечал, что красивые женщины своими взглядами смущают мужчин, как бы впуская в них какое-то излучение
Жизнь на планете Земля ещё до людей всегда была пронизана радиацией, то есть вибрацией атомов, возникающим при этом излучением, их воздействием друг на друга и столкновением, задающим новые вибрации и новые излучения… На этом движении, воздействии, на этих вибрациях и столкновениях основано и творчество.
Когда мы в моём журнале «Природа и человек» ещё в конце восьмидесятых годов стали не просто констатировать события и явления, но и исследовать их, появилась догадка, что радиация влияет на творчество.
Например, в поэзии главное – вибрация, ритм, то есть равномерное расстояние между фрагментами, равномерное чередование и повторение этих фрагментов. И рифмы на конце, делающие все фрагменты похожими друг на друга. И эта похожесть фраз благодаря рифмам делает их способными нести какую-то невидимую духовность. Нести её в себе, как почти одинаковые железнодорожные шпалы несут на себе рельсы, а по ним мчатся поезда. Так же, как и в природе. Волны в морях и океанах, тучи на небе, дождевые капли одна за другой, градины, снежинки. И волны, и тучи, и капли, и градины, и снежинки – все они сталкиваются между собой, запуская друг в друге какие-то процессы. Да и каждая волна, туча, капля, градина, снежинка – сплошная поэзия по равномерности фрагментов и их соразмерности. Море – это целое стихотворение с одинаковыми волнами, как у В. Жуковского в балладе «Кубок»:
Приходит, уходит волна быстротечно,
А юноши нет и не будет уж вечно…
Не случайно на обложке моей книги «Вечные ценности» образ – жизнь человечества – это лодка, которая плывёт по житейскому морю, а в ней человек с фонарём (то есть все мы), который ищет Истину, освещает себе путь. Он не знает, куда он приплывёт, но сам процесс поиска Истины – это творчество. Это равномерное движение вперёд, с волны на волну, со ступеньки на ступеньку, вверх и вниз, маленькими или большими прыжками, с ударами и столкновениями. И не важно, кончится этот процесс или не кончится, не важно, когда кончится… Мы защищены творчеством от бессмысленности и однообразия жизни (может быть, потому, что в самом творчестве заложено однообразие), оно даёт нам шанс на бессмертие. Не важно, куда мы плывем, важно, что мы из этого извлекаем. А что извлекаем – это загадка жизни… Отчасти потому, что в основе и жизни, и творчества лежит радиация.
Как говорят физики, при делении урана вылетает от одного до трёх нейтронов. Эти вылетевшие нейтроны в свою очередь вызывают деление других ядер урана. Число реакций нарастает. Реакция становится цепной, при этом освобождается чудовищное количество энергии.
Таков и процесс творчества.
Лев Гумилёв в своей теории пассионарности (сверхэнергичности) в этногенезе (истории этноса народов) говорил о влиянии солнечной радиации на пассионарность как отдельных личностей, так и целых народов.
Радиация не случайно ассоциируется с зелёным – цветом познания.
Стихи ведь тоже не всё время рождаются. Проза жизни, проза и вдруг бах – озарение! Что это такое? А это, как при столкновении астероидов, мы с чем-то сталкиваемся. Платон говорил, что мы ударяемся об идеи. И этот удар производит в нас свою работу, выбивает какие-то электроны, а они, в свою очередь, выбивают новые электроны, а те – ещё. Цепная реакция… 1 – 3 – 9 – 27 – 81 и так далее. И от единицы энергии возникает на несколько порядков больше энергии. Как в радиации, так и в творчестве. Микроскопическая частица вызывает целое столпотворение… вселенский резонанс.
Безобидные на вид цветы радиоактивны.
Мы и радиация, человек и радиация… загадочная тема.
Незадолго до аварии на Чернобыльской АЭС один из сотрудников забрался на крышку работающего реактора и паял провода. В воздухе ощущался запах озона, а это означает, что радиация была больше 200 рентген.Иногда запах озона ощущается и при меньшей радиации. Но почему он сопутствует радиации и возникает при разных аномалиях – загадка!
Почему одни, получив небольшую дозу радиации, болеют и умирают, а другие, приняв намного большую, смертельную дозу или даже несколько таких доз, остаются здоровыми и доживают до глубокой старости? Это загадка. Значит, у каждого из нас своё излучение, которое защищает, значит, у каждого свой маленький атомный реактор…
И когда происходит всплеск, меняются все показатели: давление, температура, теплопроводность, электропроводность, разность потенциалов, сопротивление и так далее.
У каждого поэта, если бы в процессе творчества замерять показатели, они меняются… Счётчик Гейгера дает грубый замер. А в творчестве его шкалы не хватит, недостаточно… Нужны более чуткие приборы.
Некоторые поэты думали об этом. Может быть, не напрямую, а ассоциативно, как и свойственно творческим людям. Например, самый, по моему мнению, радиоактивный поэт XX века Осип Мандельштам (1891–1938). Как-то в своём дневнике он записал, что «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны».
И вообще, любой творческий человек обязательно радиоактивен, как бы болен прихваченной где-то когда-то радиацией, искривившей все привычные процессы в организме. Тот же Мандельштам в 1906 году (в семнадцать лет!) написал о себе:
Из омута злого и вязкого
Я вырос, тростинкой шурша,
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.
И от этого облучения всё не так, как у других, – не такие ощущения, не такие чувства, не такое восприятие, а отсюда и не такое отношение ко всем и ко всему. В этом же юношеском стихотворении Мандельштама есть и такие строчки:
Я счастлив жестокой обидою,
И в жизни, поxожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблён…
Он верил или знал, что каждый человек обладает способностью к созданию своего собственного мира, своей маленькой Вселенной внутри нашей большой, в которой не из блага и не из радости, а именно из зла или чего-то опасного, тревожного только и можно что-то сотворить:
…из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Можно даже сказать, что ощущение радиоактивности преследовало Мандельштама везде, и сразу вспыхивали образы такого ощущения:
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
А в итоге накопившаяся радиоактивность потом взорвалась выплеском энергии, которую поэт уже не мог остановить. И в ноябре 1933 года родилось его гениальное и в то же время страшное стихотворение, из-за которого можно было расстаться с жизнью, – о Сталине. Но облучённый человек не чувствует опасности…
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, куёт за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.
То есть, если разбирать творчество по-настоящему талантливого поэта, писателя или художника, то везде можно найти источник облучения и во всём видеть последствия…
Меня все эти мысли тоже как бы облучили. И сложилось стихотворение, которое, естественно, называется «Облучение»:
Зачем меня ты облучил,
Взглянув опасным взглядом?
Меня ты как бы зарядил
Каким-то там зарядом.
Молекул, атомов пошло
Теперь во мне движенье.
И даже, кажется, пришло
Тут чьё-то отраженье!
Одним я глазом на другой
Могу теперь смотреть,
И бровь могу теперь дугой
Я мыслью подпереть!




