Иоанна Ковалёва 

Журналист и педагог, мама троих дочек и хозяйка самодостаточной кошки. 

Художественное произведение публикует впервые и будет рада отзывам о своём опыте в амплуа писателя.

ЛЮДМИЛА БЕЗ РУСЛАНА

В город приехал итальянский цирк. 

Это взволновало всю округу. Билеты достать было невозможно. 

И тут мне пришло письмо. Без обратного адреса, но с билетом в VIP-ложу! Непонятно: кто решился на такой ценный подарок простому корреспонденту местной газеты?..

К билету прилагалась записка, надушенная сладкими духами, всего из четырёх слов: «Не верьте директору цирка».

Это заинтриговало ещё больше.

В назначенный час я вошёл в цирк. У меня ещё были сомнения, что билет настоящий. Но меня пропустили.

В ложе сидел человек – бородатый карлик, эдакий Черномор из сказки Пушкина, и билетёр прошептал мне на ухо: «Это директор цирка!»

Тут зазвучали фанфары, и на арену вышли клоуны. Классическая пара – Пьеро и Арлекин. Один хихикал и подзуживал другого, а второй плакал и попадал в нелепые ситуации.

– Сейчас я тебе такой фокус покажу, какой ты никогда не видел! – Арлекин рассмеялся, а Пьеро достал шкатулку.

– Здесь я храню свои записи! Не просто записи, а свои предсказания!

– Да ну!

– Я предсказал кризис 2008 года, и коронавирус тоже. А вчера осенило! – Пьеро покопался в шкатулке и достал клочок бумаги. – Сегодня к нам на представление придёт журналист и провалится из ложи на манеж!

Тут стул подо мной зашатался, внизу открылся люк, и я вывалился прямо на арену.

– Что я тебе говорил! Вы журналист?

– Корреспондент… – неуверенно, отряхиваясь, ответил я.

Тут Арлекин с криком: «Покажи, что там ещё у тебя в шкатулочке!» стал гоняться за Пьеро по манежу. 

В зале взрывы хохота. Про меня забыли. Я извернулся, выхватил шкатулку из рук Пьеро и убежал за кулисы. Хотелось узнать секреты клоуна.

Но меня догнали:

– Эй, парень, отдай реквизит!

– Вы меня незаконно использовали в представлении без моего согласия!

– Слушай, не лезь в бутылку! Отдай шкатулку и пойдём за расплатой.

Передо мной стоял здоровый атлет в трико. Я робко протянул шкатулку и последовал за ним. 

Мы пришли в каморку, на удивление светлую, где за столом сидела дама с пышным бюстом.

– Вот сегодняшний гость, чуть шкатулку не спёр, – не особенно вежливо представили меня. 

Женщина улыбнулась и назвалась бухгалтером.

– Значит, так, молодой человек! По условиям, которые вам написали в письме, за участие в репризе вы получаете тысячу рублей. Но вам выдали билет в VIP-ложу, который стоит шестнадцать тысяч. Для своих сотрудников мы делаем скидку, он обойдётся вам всего в три тысячи. Следовательно, я вам должна тысячу, а вы мне – три. Отдавайте две и можете идти дальше смотреть представление.

Я возмутился: в письме было совсем другое содержание!

– Дайте-ка мне письмо! 

Я протянул даме надушенный листок, она его понюхала и как-то зло заметила: 

– Людмила опять всё перепутала!

Откуда-то из воздуха бухгалтер достала договор на моё имя. Записку таинственной девушки она порвала, мне в затылок дышал мускулистый парень в трико. Я покопался в карманах и сказал, что у меня есть только пятитысячная бумажка.

– No problem, – мило заулыбалась бухгалтерша, достала пачку рублей «из-за корсажа» и отсчитала мне три тысячи.

Действительно без проблем?!

– Мы в расчёте. Фарлаф, отведи его на место!

Атлет повёл меня тёмными переходами обратно к ложе. Там так же невозмутимо сидел директор, мой стул стоял на месте, никакого люка под ним не было.

Объявили антракт. Я сразу же вспомнил о своей профессии и обратился к бородатому карлику:

– Не дадите интервью для местной прессы? 

Он не спеша повернулся ко мне.

– Можете задать три вопроса.

– Расскажите об истории вашего цирка.

– О, мы очень старый неаполитанский цирк, который давно путешествует по миру, и я так давно не видел мою мамочку и не ел её замечательную неаполитанскую пиццу!

– Вам понравился наш город?

– К сожалению, я не покидаю цирка и не смог прогуляться по улицам вашего прекрасного города, но, надеюсь, что он такой же красивый, как Неаполь.

– Кто такая Людмила?

– О! Это – юное дарование, вы увидите её выступление во втором отделении!

Директор отвернулся от меня и так же безучастно продолжил смотреть на арену.

Второе отделение началось с фокусницы.

– Знаменитая Наина! – объявил конферансье. 

На манеж выплыла бухгалтерша в расшитом звёздами платье, чалме и в длинном плаще, развевающемся за плечами.

Её сценический образ подвиг меня проверить купюры, которые она дала мне. Я даже не особо удивился, когда вместо договора обнаружил чистый лист бумаги, а завёрнуты в него были три рекламные листовки цирка. 

Тут я рассвирепел.

Тихо выйдя из ложи, я прошёл за кулисы. Там царила суета и стояли какие-то ящики. 

Из-за угла вновь появился Фарлаф. Не желая новой встречи с ним, я решил спрятаться в один из ящиков. Через минуту его вместе со мной приподняли на тележку и куда-то повезли. 

По громким аплодисментам понял, что снова оказался на арене. Зазвучала бравурная музыка, и в стенку моего убежища, прямо перед моим лицом, стали втыкаться ножи. Было очень страшно. Один почти соприкоснулся с волосами. 

Тут это побоище прекратилось, и ящик открыли. Передо мной стоял метатель ножей. 

– Новенький? – тихо спросил он.

Я утвердительно кивнул, поскольку дар речи уже потерял.

– Для первого раза очень неплохо, – улыбнулся артист. 

Он взял меня за руку, вместе мы поклонились публике, сорвав аплодисменты, и ушли за занавес. 

Тут я уже смог пролепетать:

– Где найти Людмилу?

– В гримёрке она. Выйдешь из шатра – первый вагончик справа!

Я выскочил на улицу и почти побежал к гримёрной. Постучал в дверь.

– Кто там? – спросил нежный голос.

Я не стал объяснять, а ринулся в проём. 

Внутри стоял насыщенный аромат тех самых духов, которыми пахла записка. Перед большим зеркалом сидела закутанная в махровый халат девушка. Она обернулась с испугом, и я разглядел тонкие, красивые черты лица и огромные глаза.

– Я тот самый журналист, которого вы пригласили на представление, и я поговорил с директором цирка. Правда, ничего от него не узнал, кроме того, что он из Неаполя…

Страх покинул девушку. Она даже загадочно улыбнулась.

– Они не итальянцы, они цыгане и сами не знают, откуда родом. А меня они украли, когда я была маленьким ребёнком. Растили при цирке. Теперь я канатоходка. Директор пользуется тем, что все в меня влюбляются, ведь это приносит хороший доход цирку. Я же мечтаю из него уйти.

– Давайте уйдём вместе! Я буду вашей защитой…

– Я не могу сорвать представление. Сейчас будет мой номер, а потом мы встретимся у этого вагончика и убежим. Да?..

Тут в дверь постучали, и кто-то, не заходя, сказал: «Твой выход!» Она скинула халат на кресло и уверенно вышла. Я залюбовался её стройной фигурой.

Потянулось время ожидания. И, кажется, я уснул.

…Разбудила меня уборщица. Я спросил, где Людмила. Добрая старушка рассказала, что она давно уехала вместе с директором цирка в гостиницу, а цветов было столько, что еле поместились в машину.

– А ты кто?

– Руслан.

– Если ты, касатик, из тех воздыхателей, что ездят за цирком из города в город, то поищи себе другое место для сна, я должна закрыть гримёрку.

Пешком добрался до дома и сразу же сел писать едкую статью про фальшь и обман в итальянском цирке. Дал материалу яркое название «Спасите Людмилу!», отправил текст редактору и уснул.

Утром первым делом купил свежий номер газеты. Моя статья вышла на последней странице и называлась «К нам приехал цирк!» В ней было моё интервью с директором, перечислены особо удачные номера, особенно гимнастки Людмилы, выступление которой просто нельзя пропустить.

Я скомкал газету, бросил её в урну и затянулся вейпом.