Родился 31 мая 1939 года в Ленинграде. Живёт в Санкт-Петербурге.
Образование высшее. Писать начал в 2013 году.
С 2014 года издано 20 рассказов, пять повестей, семь сказок и рассказов для детей, семь путевых иллюстрированных очерков.
Состоит в Интернациональном Союзе писателей, член-корреспондент Международной академии наук и искусств. Награждён орденом ГД РФ «Святая Анна», орденом «Литературное единство», знаком «Золотое перо русской литературы», медалями: «65 лет со дня основания ИСП», имени Петра I «За крупный вклад в развитие науки, культуры и искусства», «350 лет со дня рождения Петра I», «320 лет Санкт-Петербургу» и другими. Лауреат III степени («Бронзовое перо») Первого международного фестиваля «Золотое перо Москвы». Обладатель орденов Единства и «Хранитель традиций».
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ
(Активное долголетие)
При встречах с читателями в районных библиотеках, пансионатах и санаториях меня часто спрашивают: «Как вы стали писателем в семьдесят два года?»
Решил написать об этом.
Профессиональным писателем себя не считаю, так как никогда этому не учился. Возможно, где-то в глубине сознания начало было заложено в двенадцати-тринадцатилетнем возрасте, во всяком случае, до вступления в комсомол.
Бессистемно начитавшись любых попавшихся под руку книжек, от сказок до прославлявших Великую Октябрьскую революцию произведений, решил написать повесть о трудном детстве петербургских мальчишек-братьев, до революции живших в полуподвальной полутёмной комнате, которые в окошко форточного размера видели свою улицу только через замызганную питерской непогодой обувь прохожих. Гулять и в школу ходили по очереди, имея одни ботинки на двоих. По моей задумке, только после революции их жизнь должна была стать счастливой и полноценной.
Когда идея созрела, на выделяемые мамой «киношные» деньги купил 48-страничную тетрадку за сорок восемь копеек и начал сочинять. Писалось сначала легко, потом с трудом, а когда пришла пора описывать эпоху счастливого детства, дело и вовсе застопорилось, да на этом и закончилось.
До того как снова взялся за перо, никогда не вспоминал о своей первой творческой неудаче.
Кстати, об активном долголетии. Родился я в Ленинграде, живу в Петербурге. Первый крик, заявляя о своём рождении, издал 31 мая 1939 года в родильном доме имени Снегирёва, что на улице Восстания.
Родители жили на улице Жуковского, пересекающей Восстания и параллельной Невскому. С началом войны отец был призван на фронт краснофлотцем Балтийского флота. Погиб в Кронштадте в 1943 году и захоронен в братской могиле мемориальной части городского кладбища.
В августе 1942 года я, мама и бабушка через Ладожское озеро были вывезены из блокадного города и по железной дороге отправлены в эвакуацию. В пути, во время налёта немецкой авиации на поезд, бабушка погибла, а мы с мамой продолжили путь аж до станции Ульба Усть-Каменогорского района Восточно-Казахстанской области.
Из Казахстана удалось возвратиться только в 1947-м. В том же году пошёл в неполную среднюю школу-семилетку. Окончив её, один год отучился в восьмом классе и поступил в техникум. После техникума три года служил в армии, затем работал на предприятиях военно-промышленного комплекса города, одновременно учась в вечернем институте. Последовательно занимал должности от техника-конструктора до главного конструктора предприятия.
Мама, Ластовская (в девичестве Швайковская) Валентина Михайловна, родилась в 1910 году в манчжурском городе Хайлар, где проходила строившаяся в то время русско-китайская железная дорога, окончила всего четыре класса Низшего начального училища КВЖД на ст. Манчжурия. Но, как теперь понимаю, матушка была по-женски мудра. Потому, чтобы не оказался в компании уличной шпаны, после второго класса отвела меня во Дворец пионеров, находившийся в бывшем Аничковом дворце за Аничковым мостом через Фонтанку со знаменитыми скульптурными конями Клодта. Теперь это Дворец творчества юных.
В главном здании Дворца, справа от широкой мраморной лестницы, в застеклённой раме мы увидели длинный список разных кружков. Оказалось, пришли поздно. Уже начались занятия, и мы попали только в кружок мягкой игрушки.
В кружке были одни девочки, и они мне, учившемуся в мужской семилетке, казались вообще существами с другой планеты, с которыми неизвестно как себя вести. Не выдержав и месяца, перевёлся в кружок механической игрушки, в котором из металлических пластинок со множеством отверстий на винтиках и гаечках собирали различные действующие механизмы. Первой успешно собранной конструкцией был башенный кран, способный поворачиваться вокруг себя и на суровой нитке миниатюрным крюком поднимать мелкие предметы.
Так у меня – спасибо маме! – и появилась потребность в дополнительных увлечениях, которые теперь называют «хобби».
После года занятий в кружке механической игрушки перешёл в географический, потом в туристский. По выходе из пионерского возраста с двумя дворовыми друзьями записались в яхт-клуб Центрального совета профсоюзов, находившийся на Петровском острове. Хотели стать яхтсменами, но экипажи всех яхт были укомплектованы, вакантных мест не было, и нам предложили стать матросами на служебных катерах.
Один из них, «Щепкин», баркасного типа, с тракторным двигателем, был судейским. Он выводил караваны яхт из устья Невы в Финский залив на соревнования. Другой, юркий и быстрый «Шторм», обслуживал акваторию клуба. Третий, «Дозорный», с двумя американскими двигателями, оказался достаточно комфортабельным и тоже быстроходным. На нём были камбуз, капитанская рубка и даже кают-компания с большим столом и раскладным диваном. В экипаже кроме нас, матросов, были моторист-механик и капитан. На этом катере почти ежедневно выходили далеко в Финский залив с гидрологами.
Осенью, после закрытия судоходного сезона, стал заниматься фехтованием в «Трудовых резервах». Занимался до первых официальных выступлений, для которых нужно было приобрести специальную форму и обувь. Мы жили очень бедно, такая покупка была не по карману, потому маме даже не сказал об этом (за что она потом строго выговорила, но было уже поздно).
Во время учёбы в техникуме, где спортивной секции фехтования не было, первые два курса занимался борьбой самбо, с третьего курса, по совету преподавателя физкультуры, перешел в лёгкую атлетику.
Когда пришла пора окончания вечернего отделения Ленинградского института точной механики и оптики, получил длительный оплачиваемый учебный отпуск для подготовки дипломного проекта, чертежи которого смог сделать на работе. Оставалось только подготовить пояснительную записку с расчётами. Появилось непривычно много свободного времени.
Однажды выглянул в окно нашего шестого этажа и увидел человека, неторопливо бежавшего по улице. Всплыла в памяти недавно прочитанная книга новозеландского олимпийского чемпиона Лидьярда «Бег ради жизни» о медленном беге трусцой. Решил попробовать.
Понравилось, да так, что двадцать три года каждый день бегал по пять километров с утра перед работой. Когда купил дачу, решил, что физической нагрузки на ней достаточно, и бегать перестал, но через пару лет перешёл на пятикилометровые утренние прогулки со скандинавскими палками.
Что-то похожее получилось и с писательством. Достигнув пенсионного возраста, я, как и положено, оформил пенсию, но продолжал работать, пока в возрасте семидесяти двух лет не решил, что пора отдыхать и не подал заявление на увольнение.
Опять, как и давным-давно, когда оканчивал институт, появилось неожиданно много ничем не занятого времени. Как-то в четыре утра проснулся с мыслью, что после нашего ухода в мир иной потомки ничего не будут знать о нас и вскоре забудут.
В бледном свете ленинградской белой ночи увидел на столе-раскладушке, служившем письменным, свой рабочий блокнот-календарь тетрадного формата и шариковую ручку, надел халат, включил свет, сел в поворотное кресло и начал сочинять первый рассказ.
Писал, исправлял, перечёркивал, да так, что сам не мог прочитать, пока не вспомнил, что у меня есть ноутбук, а в нём Windows, где очень удобно печатать, исправлять, переписывать. И всё же для написания первого десятистраничного рассказа «Выковыренные» потребовалось более двух недель.
Для дополнительной проверки и восприятия на слух прочитал написанное жене и электронной почтой отправил знакомой питерской поэтессе Ирине Аваковой. Рассказ понравился, и Ирина переслала его в издательство «Союз писателей» (г. Новокузнецк). Через несколько дней пришли такие положительные отзывы, что она посоветовала не ограничиваться одним произведением, а попробовать писать и дальше.
Так и получилось. На следующий день, воодушевлённый таким откликом, проснулся рано утром с почти готовым сюжетом нового рассказа и впервые познал тягостные муки творчества и радости их преодоления.
И тогда, и позже, казалось, кто-то свыше подсказывал мне новые идеи, знакомил со следующим героем, а тот вёл за собой, нанизывая на нить рассказа, бусинка за бусинкой, обстоятельства своей жизни.
Я зарегистрировался в издательстве «Союз писателей», внутри его портала открыл сайт. Там в электронном виде публикую свои произведения. Количество посещений сайта превысило 15000. Когда написал первые восемь рассказов, две сказки и одну повесть, объединил их в сборник, назвал «Выковыренные», отправил в «Союз писателей», где он в декабре 2014 года и был напечатан, а авторский экземпляр переслан мне почтой. Трудно передать гордость, которую испытал, держа в руках небольшой томик со своей фамилией над названием сборника и на корешке. Хотелось целовать его красивую глянцевую обложку, взяв в руки, кружиться с ним в вальсе, выбежать на улицу и показывать всем встречным. Слава богу, рядом была жена, которая и разделила со мной радость первого творческого успеха.
С тех пор в различных издательствах, начиная с «Союза писателей», а также в литературно-историческом журнале «Дом славянский» (бывший «Дом польский») опубликовано 20 рассказов, пять повестей, семь сказок и рассказов для детей, семь путевых иллюстрированных очерков. Мои произведения по конкурсу вошли в многочисленные тематические сборники Русского литературного центра, Интернационального Союза писателей, Городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского в Петербурге, новокузнецкого издательства «Союз писателей», ставропольского издательства «ЛОГОС», санкт-петербургского издательства «Четыре».
Я вступил в Интернациональный Союз писателей, стал членом-корреспондентом Международной академии наук и искусств. Награждён орденом ГД РФ «Святая Анна», орденом «Литературное единство», орденом «Хранитель традиций», знаком «Золотое перо русской литературы», знаком «Искусство слова» и многими медалями. Лауреат III степени («Бронзовое перо») Первого международного фестиваля «Золотое перо Москвы».
Сведения обо мне можно найти в социальной сети «ВКонтакте», читать и слушать, набрав в поиске «книги Станислав Ластовский». Купить мои произведения можно через интернет-магазин #КНИГА на Ozon, Livelib, Wildberis, «Литрес», набрав «Станислав Ластовский».




